Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Друзья по «Красному квадрату»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Можно быть диаметрально разными людьми по характеру и художниками по творческой манере, но дружить, мирно соседствовать в мастерских и раз год объединять свои усилия для общей выставки. Так, играя на контрасте, уже третий год подряд поступают два друга, два новокузнецких художника – Сергей Васильев и Владимир Новиков. И каждый раз название экспозиции остаётся неизменным – «Красный квадрат». Она вновь открылась 19 декабря в отделе искусств библиотеки имени Н.В. Гоголя.

– Почему «Красный квадрат»? Однажды нам на ум пришло это название, да так и осталось. Малевич с его «Чёрным квадратом» здесь ни при чём. «Красный» – от слова «красиво». А квадрат для нас – это символ стабильности и уравновешенности, которые приходят в нашем возрасте, как в жизни, так и в творчестве, – разъясняет Владимир Новиков.

С коллегой по кисти и карандашу согласен и Сергей Васильев. О постоянстве и стабильности их дружеских отношений он когда-то, во время их второй совместной выставки, отзывался так: «Как говорят, вода с маслом не смешивается – настолько они разные по структуре. Но акварель с маслом вполне хорошо соседствуют. Так и мы с Владимиром, с которым знакомы около сорока лет. А тем более наши мастерские рядом». Нина Брагина, в прошлом ответственный секретарь правления Новокузнецкой организации Союза художников России, в своё время дала такую характеристику друзьям-художникам: «Они не только видят запоминающиеся события, природный мотив или лицо какое-то… Они делают больше: оставляют память об окружающем их мире не только для себя, но и для нас с вами, для зрителей».

На очередной совместной экспозиции – не выставлявшиеся ранее картины, написанные как с натуры, так и по памяти. В каждом произведении – своё мироощущение, миропонимание.

Владимир Новиков, к примеру, представил плакаты, динамичные, со своей особой символикой.

– Рассматривая произведения Владимира, неподготовленный зритель не увидит заложенный в них сакральный смысл. Плакаты Новикова – как ребус. Возле них надо постоять, поразмышлять… Я даже выложила на стол «Большой энциклопедический словарь», чтобы зрители могли посмотреть, что же такое «Тартария» – так назван один из плакатов. В понимании художника это – участок земли, населённый жителями Западной Сибири и …мамонтами, – комментирует Надежда Конюхова, куратор выставки.

И впрямь, на плакате Новикова изображён мамонт, который своим весом слегка придавил современный джип. Так что без образных ассоциаций, согласимся, его не расшифровать и не понять. Как, впрочем, и другие плакаты и картины. Такие, как «Геноцид», «Нанотехнолог», «Реквием», «Мировой террор», «Мангазея», «Аз-яз», «Храм» и другие.

Однако есть среди всего этого зашифрованного разнообразия место и простым, понятным в своей обыденности натюрмортам. Например, картине «Бурундук» (трогательный полосатый зверёк спрятался среди берестяных туесков, наполненных лесными ягодами и грибами).

Комментируя замечания искусствоведов и зрителей о разности творческой манеры с Сергеем Васильевым, Владимир Новиков как-то заметил: «Конечно, мы разные по восприятию мира, информации… Даже коты у нас разные. У Сергея они добрые. А у меня изображён как раз тот самый «нанотехнолог», что мир развалил!» В характере Сергея Васильева и в его работах действительно ощущается, как говорят, доброта – и человеческая, и профессиональная. Он, кстати, – педагог дополнительного образования специальной коррекционной школы №20, не единожды становился победителем различных всероссийских конкурсов профмастерства, обладателем золотых медалей. Несколько лет назад его имя было внесено в «Золотой фонд Российского образования».

Сергей Васильев создал и запатентовал свои особые методики преподавания для развития детей с нарушениями интеллекта. С помощью разработанных им моделей-шаблонов можно развивать у ребёнка воображение, мелкую моторику. Некоторые его выпускники становились признанными художниками, получали профессию педагогов по изобразительному искусству. «Рисование само по себе для особых детей – предмет сложный. А такая игра с моделями-шаблонами ребёнка увлекает сразу и надолго, а значит – развивает, как восприятие, так и ощущения, что немаловажно для познания окружающего мира», – считает художник-изобретатель.

Картины Васильева, представленные на выставке, тоже словно сложены из неких геометрических фигур-шаблонов. И эти «осколки» вдруг на глазах составляют яркую целостность мира. Это «Параллельные миры» (кот Бегемот и Маргарита из произведения Михаила Булгакова); «Сельский район» (из фигур деревенского антуража); «Осень», словно сшитая из ярких лоскутков затейницы-швеи; «Вечерние огни» с полосками и квадратиками света; натюрморты «Чай с лимоном» и просто «Без названия» с крынками и горшками. И шутливый и забавный, не такой, как все, «Конформист» – заварной чайник в горошек с задорно задранным носиком среди унылых и бесцветных кухонных сосудов.

– И всё-таки не соглашусь с авторами и проведу аналогию с произведением Казимира Малевича, о парадоксе которого задумывались многие, – в финале нашей встречи с художниками заявила Надежда Конюхова, куратор выставки. – Очевидно, что в «Чёрном квадрате» есть что-то особенное, невидимое обычному зрителю. Думаю, из этого также исходили авторы, назвав свою экспозицию «Красный квадрат». Красный цвет – самый броский в цветовой гамме. Не зря именно красным выделены все предупреждающие знаки и сигналы – его всегда замечают. Этот цвет – символ жизненной энергии. Он активирует, притягивает взгляд и согревает, – подчеркнула она.


Просмотров статьи: 952