Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Доспехи Невского как талисман победы

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

В Новокузнецке прошёл муниципальный этап конкурса «Педагог года России-2019», в котором приняли участие работники дошкольных организаций, педагоги дополнительного образования, школьные учителя-предметники, педагоги-психологи. Участники конкурса демонстрировали свои таланты и щедро делились профессиональным мастерством. Они проводили открытые занятия, мастер-классы, защищали образовательные проекты, вели педагогические дебаты, участвовали в работе круглых столов. На днях состоялось подведение итогов конкурса. В большом зале администрации города в торжественной обстановке были объявлены имена лидеров муниципального этапа: Елена Якубова, воспитатель детского сада №223; Анастасия Радыгина, педагог дополнительного образования детско-юношеского центра «Орион»; Сергей Нечаев, учитель истории и обществознания лицея №11; Светлана Ялынычева, педагог-психолог детского дома-школы №95.

О значимости конкурса в профессиональном развитии наставников, о современной школе и новом поколении учеников, о возможностях новых методов и средств обучения мы беседуем с одним из победителей Сергеем Нечаевым.

– Сергей, что Вас подвигло участвовать в конкурсе и каковы общие впечатления?

– Захотелось реализовать себя, узнать, на что способен, какого уровня профессионализма и педагогического мастерства достиг. Задания, на мой взгляд, оказались достаточно сложными. Трудно было справиться с волнением, чтобы сделать всё, как положено, взять себя в руки, сосредоточиться. Понравилась атмосфера конкурса. Это состояние состязательности, азарта. Всё проходило очень интересно, увлекательно.

– Что понравилось в конкурсных заданиях больше всего?

– Самым интересным для меня стало участие в мастер-классе, где мы представляли используемые на уроках педагогические методы и технологии. Я презентовал технологию «Кейс-метод». Это определённая практическая ситуация, которая предлагается учащемуся с последующим решением проблемы, её анализом. Задания могут быть самыми разными. На мастер-классе я использовал картину «Вечная Россия» Ильи Глазунова. Глядя на полотно, коллеги должны были выбрать изображённых на нем исторических персонажей, имена которых связаны с преподаваемыми ими предметами, и рассказать, какую роль они сыграли в истории России. Все справились. И, главное, на практике поняли, каким образом с помощью аналитического кейс-задания можно бороться с потерей национальной идентичности в наших детях. А это сегодня проблема! Ведь не секрет, что в условиях глобализации наша молодёжь теряет связь со своей историей, национальной культурой. Горжусь также тем, что стал лучшим в номинации «Открытое занятие». Открытый урок я проводил в шестом классе 34-й школы в образе Александра Невского. В полном историческом облачении. В кольчуге, весившей 10 килограммов, в шлеме, поясе, со щитом и мечом. Всю эту экипировку взял в обществе по реконструкции исторических событий. Дети на моем уроке участвовали в вечевом собрании, для чего были поделены на три группы: первый ряд – «разведчики», второй – «оружейники», третий – «стратеги». Каждая из них играла определённую роль. Такому театрализованному проведению урока удивились не только дети. Неожиданным оно стало и для жюри. Я чувствовал с их стороны по отношению ко мне строгий, но одновременно одобрительный взгляд. Хотя мне, скажу прямо, было непросто ощущать на себе всю эту десятикилограммовую тяжесть кольчуги.

– Наверное, Вам помогала ещё и сильная поддержка со стороны коллег?

– Конечно! Моральная поддержка в любых конкурсах очень важна. Необходимо чувствовать, что ты не один, что за твоей спиной стоит коллектив. Мне очень повезло с моим научным руководителем, кандидатом педагогических наук Натальей Анатольевной Поздняковой, тоже преподавателем истории. Именно благодаря её советам и руководству я смог добиться такого успеха.

– Сергей, что Вас потянуло в педагогику?

– Любовь к истории и желание общаться с людьми. С детства зачитывался историческими книгами и пересмотрел все фильмы на эту тематику. После школы поступил на исторический факультет Кузбасской педагогической академии, где меня пять лет готовили на педагога, и я решил, что следует соответствовать своему образованию, отдавать долги Родине.

– Помните свой первый урок?

– Два года после окончания академии я преподавал в школе №2. На первом моём уроке в класс вошла опоздавшая ученица. Девочка настолько взросло выглядела, что я её перепутал с преподавательницей. И под общий смех бросил какую-то реплику. На что услышал: «Да я учусь в этом классе!» Вести уроки мне всегда было легко, так что адаптационный период был коротким. Отношения с детьми сложились очень хорошие. Потом меня пригласили в лицей №11, где преподаю уже семь лет. И здесь взаимоотношения с учениками тоже просто замечательные.

– Дети проявляют интерес к урокам истории и обществознания?

– Историей интересуются. Но больше всё-таки обществознанием. Потому что при поступлении в вузы всюду приходится сдавать именно этот предмет. Такой вот практический подход у ребят. Но главной задачей учителя истории было и остаётся привить любовь к истории своей Отчизны, заинтересовать ею ребёнка. Для этого я на своих уроках стараюсь применять современные педагогические технологии. Например, игровые.

Общаясь с современными детьми, пытаюсь понять их интересы. Но при этом больше стремлюсь обратить их внимание на культуру прошлых лет: кинофильмы, музыку, литературу. Считаю этот «контент» более подходящим для воспитания подрастающего поколения. После просмотра и прочтения идут обсуждения. Люблю использовать на своих занятиях так называемый фоновый материал. Например, фильм «Андрей Рублёв», если тема о Древней Руси. Или фильмы «Они сражались за Родину», «Освобождение», когда говорим о Великой Отечественной войне. Удивительно, но советское кино детям нравится! Они, мне кажется, тоже устали от современной примитивной субкультуры, им хочется впитывать что-нибудь содержательное.

В помощь учителю для этого сегодня и различные современные информационные технологии. Лично у меня есть свой сайт, где я публикую материалы, которые мои ученики могут использовать на уроках и дома. Очень эффективны тематические презентации, наглядные, яркие. Их можно делать анимированными.

– А Ваши ученики не изъявляют желания связать с изучением истории своё будущее?

– В этом году я выпускаю свой одиннадцатый «В» – гуманитарный класс. Этих детей я учу с шестого класса, а классным руководителем стал с восьмого. Шесть лет вместе, можно сказать, сроднились. Фактически расстаюсь с ребятами как со своей семьёй. Больше всего мы с детьми любим ходить на спектакли Новокузнецкого драмтеатра. Пересмотрели весь репертуар. Особо понравились постановки «Зойкина квартира» и «Трамвай «Желание». После просмотра всегда делимся впечатлениями. А что касается Вашего вопроса… Современные выпускники стремятся попасть в правоохранительные органы, хотят стать репортёрами… Но учителем истории... кажется, таких нет.

– Что Вас настораживает в современных учениках?

– Нынешняя молодёжь мало чем отличается от молодёжи моего поколения. Однако у них более широкие возможности в получении любой информации. Из-за этого, как я считаю, в молодых умах пропадают стремление и вкус к её поиску, к добыванию. К тому же информацию из Интернета они получают очень сжатую, краткую. И потому, когда возникает потребность анализировать и размышлять над более объёмным материалом, сталкиваются с проблемами. Кроме того, пропадает практика живого общения.

– Сергей, а Вы не чувствуете себя в женском педагогическом коллективе белой вороной?

– Вовсе нет! Только в номинации «Учитель года» прошедшего этапа конкурса участвовали четверо мужчин. И в нашем лицее много педагогов мужского пола. Мне кажется, наметилась некая тенденция: мужчины идут в образование. Их там становится всё больше и больше.

– Как Вы отдыхаете от уроков?

– В тренажёрном зале. Считаю, что учитель должен быть примером в пропаганде здорового образа жизни для своих учеников.

– При таком напряжённом, насыщенном графике работы остаётся время на личную жизнь?

– Семьи пока не создал. Как-то для этого времени не было. Но, думаю, скоро всё изменится к лучшему.


Просмотров статьи: 938