Люди, звери и вопросы репутации
«Зоопарк», расположенный на территории торгового комплекса «Садовая» в Новокузнецке, неоднократно становился «героем» публикаций в Интернете и местных СМИ. Лишь малая часть из них – позитивные: о рождении кенгурёнка, пополнении в семействе рысей. Чаще пишется о плохом: недостаточном уходе за животными, варварском отношении к ним, отсутствии контроля со стороны надзорных ведомств…
В администрации рынка от самого наименования, обозначения «зоопарк» принципиально отказываются. Предлагают другие варианты: «зооуголок» или «приют для диких животных». И приводят в обоснование свои аргументы.
Появление на «Садовой» коллекции различных животных и птиц, говорят здесь, носило изначально спонтанный и не вполне коммерческий характер.
– В начале 2000-х годов мы организовали на своей территории крытый птичий рынок, – рассказывает директор ТК «Садовая» Андрей Балакин. – Пришли люди, которые стали торговать домашними животными, в том числе и экзотическими: хомяками, попугаями, мышами, крысами, змеями и так далее. Мы, в свою очередь, решили дополнить «экспозицию»: создали живой уголок, где разместили таких же небольших экзотических одомашненных питомцев. Постепенно он стал пополняться за счёт того, что нам начали привозить и предлагать различных животных посетители рынка. В основном своих, тех, которых они приобрели когда-то, но теперь вынуждены отказаться по разным причинам – на время или навсегда. Кого только не приносили: и варанов, и питонов, и крокодилов. Куда деваться, брали под свою опеку. И многие знали об этом. В какой-то момент нам позвонил человек и сказал, что в одном из заброшенных бараков заперты два медвежонка. Умолял забрать их, так как они были в критическом состоянии: исхудавшие, заморенные, полумёртвые. Как мы предположили, их использовали для фотографирования за деньги, а потом бросили, так как они повзрослели и стали небезопасными. Мы поехали и забрали их. Выходили. Оставили у себя – ведь в природе, естественной среде, приручённые и больные животные не имеют шансов на выживание. Один из тех медвежат до сих пор живой, ему 16 лет, второй уже умер, к сожалению. С этого всё и пошло: наш небольшой зооуголок стал приютом и для диких животных.
На «Садовую», по словам Андрея Балакина, вереницей потянулись люди с дикими животными в различном состоянии. Приезжали охотники, привозили раненых, попавших в капкан зверей; автомобилисты – сбитых на дороге птиц, кабанов, косуль, волчат; жители частного сектора – заблудившихся в стайках лис… Некоторые бедолаг просто подбрасывали, не спрашивая разрешения.
– Так и получилось, что нам, помимо содержания животных, пришлось заниматься ещё и их лечением, – продолжает директор рынка. – К примеру, однажды привезли двух рысей с обрубленными лапами – они попали в медвежий капкан. Обе долго лежали под капельницами с антибиотиками, в итоге одну удалось спасти. Она, вернее он (самец), живёт у нас уже больше десяти лет. Позже у него появилась пара – ему под стать. Нам отдали рысь с костной болезнью (слабыми костями), которая тоже нуждалась и нуждается в уходе. Ну ничего, она живёт в таком состоянии уже лет семь примерно, хромает, но живёт. У пары рождается здоровое потомство.
Параллельно со случайными и, по большей мере, нездоровыми животными местного ареала обитания, по инициативе администраторов в зооуголке стали появляться экзотические дикие звери: обезьяны, львы, леопарды. Их приобретали на личные средства в крупных зоопарках других городов – Новосибирска, Томска, Барнаула, Красноярска, Абакана.
В итоге образовалась такая необычная, смешанная коллекция разных животных и птиц. На сегодняшний день она насчитывает 86 видов. На «Садовой» обрели прописку порядка 300 зверей (считая и мышей, и улиток, и тараканов и др.). Чтобы ухаживать за всем этим «хозяйством» – кормить, убирать, лечить, – наняты четыре работника и один ветеринарный врач.
– На каждое животное у нас заведена индивидуальная карточка питания, где указаны нормы, особенности рациона, – говорит Андрей Балакин. – С продовольствием проблем нет: овощи и фрукты поставляют оптовые базы, которые работают на нашем рынке. Мясо, рыбу мы закупаем у фермерских хозяйств, с которыми заключили договоры. Иногда рыбу ловим сами. Вольеры для птиц и животных у нас – больше, чем положено по нормам, те, которые для тропических видов, – оборудованы тёплыми укрытиями. Их регулярно убирают и моют. Прививками, лечением животных занимается ветеринарный врач. Все лекарства, медикаменты приобретаем за свой счёт, они недешёвые. Нас периодически проверяют ветеринарные службы – замечаний к нашей работе нет, на руках имеются документы по их экспертизам. За всю историю зооуголка помощи ни у кого не просили – справляемся своими силами. Одно время оформляли ИП, и вход в зооуголок был по билетам (сейчас на входе стоит ящик и оставить деньги за посещение – дело добровольное), однако собранной кассы, чтобы вы понимали, не хватало даже на зарплату рабочим. Но мы знали, на что шли и какая это будет ответственность.
Тем не менее, вопреки словам директора рынка, в некоторых местных СМИ и в социальных сетях время от времени проходит негативная информация о «зоопарке на «Садовой»: о плохих условиях, жестоком обращении с животными. Так, недавно большой ажиотаж вызвало сообщение о раненой лисице, которая жила здесь, но не получала должного ухода. Источником новости и последующих жарких дискуссий послужил рассказ жительницы города, которая забрала животное под свою опеку и обеспечила ему лечение в одной из ветеринарных клиник. По нашей просьбе Андрей Балакин прокомментировал эту ситуацию и в целом – причины возникновения недоброй репутации вокруг их «зооуголка».
– Относительно этой истории с лисицей могу сказать следующее. Мы согласились отдать её на время этой девушке, исходя из резонных соображений: она пообещала взять её домой, а любому известно, что в домашних условиях выздоровление проходит в разы быстрее. Лису принесли к нам раненую изначально, чтобы её здесь выходили, и мы были рады предложенной помощи, – ответил он. – Никто не предполагал, что поднимется такой шум. Что больше всего возмущает в этой ситуации: с нами не идут на открытый диалог. Манифестируют в Интернете. Оскорбляют, клевещут, требуют закрыть наш зооуголок. В связи с чем у нас сложилась позиция – все эти нападки могут иметь две причины: либо по чьей-то просьбе, либо в целях личного обогащения. Возможно, кто-то хотел устроить себе пиар, или желали, чтобы мы заплатили за молчание… Все эти сообщения, комментарии и призывы мы распечатали и намерены пойти с ними в суд. Заверяю: мы будем бороться за своё честное имя, за наработанную годами репутацию.
В отличие от своих оппонентов, отмечает директор ТК «Садовая», они собираются и дальше «играть в открытую»: готовы к любым проверкам и независимым экспертизам, приёму замечаний и предложений по организации работы зооуголка от жителей, любой помощи…
(ШМУТЦ)
После разговора с Андреем Балакиным ветеринарный врач Дмитрий Петров повёл нас знакомиться с обитателями «приюта». Останавливаясь у каждой клетки или вольера, рассказывал о весе, росте, повадках, рационе питомцев. Отметил, что для него это дело привычное: журналисты в их зооуголке, особенно в связи с последними событиями, – частые гости. «И не только они. Недавно приходила комиссия из администрации, до этого были депутаты», – сказал он.
В финале экскурсии пришлось наблюдать ситуацию, которая, признаться, заставила задуматься о силе и справедливости общественного мнения. У клетки с рысями остановилась пара. «Смотри, это та самая рысь, про которую писали, – обратилась к спутнику женщина. – Мучается со сломанной лапой. И ничего не делают, сволочи, садисты». После чего достала телефон и стала снимать. Что поразительно: не заметила, не обратила внимания, что рядом сидит рысь, у которой лапы нет вовсе…
– Мы привыкли и уже не обижаемся, – прокомментировал наш провожатый.
Просмотров статьи: 958