Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Пушкин – это святое!»

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Завтра, 5 октября, наша страна вместе со всем миром отмечает День учителя. В школу вновь, как первого сентября, ученики понесут букеты цветов, чтобы поздравить своих любимых учителей, которые дают им знания, уроки человечности и в целом – главную путёвку в жизнь. Добрых слов со стороны своих учеников будет удостоена и Ирина Шипнягова, один из лучших преподавателей русского языка и литературы в городе. Ирина Францевна – победитель регионального конкурса «Педагогические таланты Кузбасса», всероссийских конкурсов по педагогическим инновациям, обладатель диплома лауреата за работу по дистанционным занятиям, а также медали Януша Корчака за разработки учебных методик.

Сегодня мы ведём с ней, преподавателем гимназии №73 Куйбышевского района, беседу о современной школе и новом поколении учеников.

– Ирина Францевна, насколько нам известно, Вы преподаёте в той же гимназии, которую окончили более тридцати лет назад…

– Да, это так. В 1983 году, окончив школу, я продолжила обучение в пединституте. После вуза два года отработала в школах Осинников. Вскоре меня пригласили преподавать в родную гимназию. Охотно согласилась. Было интересно ощущать себя коллегой учителей, которые когда-то учили меня. Увидеть их совсем с другой стороны. Между прочим, шесть педагогов нашей гимназии, те, что работают в ней сегодня, тоже её выпускники. Лично я хотела быть учителем всегда, сколько себя помню. Привлекает в нашей работе то, что передаёшь знания, которые потом пригодятся ребёнку в жизни. И главное, что и от своих учеников тоже определённые знания получаешь.

– И чему могут научить ученики своих наставников?

– Многому. Современные дети знают порой то, чего не знаем мы. Главное – научиться общаться с ними. И получать от этого общения радость. Мне нравится видеть заинтересованность в ребячьих глазах. Понимать, что ты им нужен как преподаватель, как человек… Тем более литература – особенный предмет. Она учит понимать человеческую душу, воспринимать мир таким, какой он есть, во всём его многообразии. Хотя с современными детьми очень сложно. Они сегодня как бы замкнуты в себе, в своём внутреннем мире. Потому что общение у них не такое живое, как это было в наше время. Детвора «зависает» в соцсетях. Интернет-паутина стала для многих главной сферой общения. И потому в реальности дети не видят друг друга. На тех же переменках, когда, казалось бы, есть возможность поболтать, поговорить, выстроятся вдоль коридорных стен, уткнувшись в свои телефоны… Иной раз приходится призывать: «Ребятишки! Да пообщайтесь же вы друг с другом!» Вот и стараешься хотя бы на уроках их разговорить. Чтобы умели вслух своё мнение высказывать.

– Современные дети проявляют интерес к русской классической литературе?

– Мало. В основном либо к современной, либо к зарубежной. Хотя я стараюсь им внушить и привить вкус к российской классике. Пушкин – это святое! Да и теперешняя система ЕГЭ, надо сказать, не способствует тому, чтобы дети со школьной скамьи почувствовали вкус к литературному чтению. Не то что раньше, во времена нашей учёбы. Когда на уроках литературы можно было устраивать диспуты. Когда вокруг какого-нибудь литературного героя разгорались жаркие споры. Когда происходило настоящее столкновение мнений и рождалась истина. Современные ученики этого лишены. К слову, и современной литературы в учебном процессе сегодня довольно ничтожное количество. Раньше хотя бы написание сочинений строилось на том, что можно было приводить примеры, взятые с современных литературных персонажей. Я для этого два года назад своим ученикам подбирала небольшие рассказы, которые мы читали на уроках вслух. Они, написанные талантливо и злободневно, вызывали в ребятах гамму разных чувств. Порой сюжеты трогали до глубины души. Даже мальчишки тайком смахивали слезу. Очень жаль, но сегодня всё это воспитание чувств из школьной программы убрали. Так что компенсировать приходится другим. Чтобы привить вкус к культуре, к культурному наследию, а значит пробудить и воспитать в них душевные чувства, я обязательно вожу своих учеников в театр. Многие бывают увиденными спектаклями, искренней игрой актёров потрясены. Они словно открывают для себя новый культурный пласт жизни: «Мы никогда ещё такого не видели!» Можно за это сказать спасибо актёрам нашего Новокузнецкого драматического театра. Сегодня мы ходим в театр не только со своими учениками, но и с выпускниками гимназии, родителями, буквально семьями.

– Сложно преподавать в современной школе? Каково приходится учителям во время сегодняшнего учебного процесса?

– Тяжеловато! Потому что много бумажной работы, самых разных отчётов. Это отвлекает. На уроках стало меньше творчества. Но, с другой стороны, в школах появилось немало современных технологий. Вот недавно мы смотрели фильм-лекцию известного московского журналиста Дмитрия Быкова, которую он проводил для учеников столичных школ. Тема – разбор романа Ивана Гончарова «Обломов». Ребятам было очень интересно! Меня порадовал во время лекции такой факт. Быков задаёт вопросы по роману московским школьникам, одновременно отвечают и мои. Причём уровень знаний и подготовки у них оказался нисколько не ниже, чем у москвичей. Хотя этот роман Гончарова для понимания и восприятия наших, современных детей, довольно сложный.

– А каким, как Вы считаете, должен быть современный учитель?

– На мой взгляд, важно быть на одной волне с детьми. Прежде всего, уважать их мнение. Хотя оно может и не совпадать с твоим. Надо быть для них интересным преподавателем. Для того чтобы открывать, зажигать огонёк в детских глазах, обновлять и совершенствовать свои знания, я стараюсь посещать курсы, семинары и тренинги. После них рождаются мысли, возникают идеи, которые и воплощаются в разработку спецкурсов и факультативных занятий. Считаю, что важной составляющей профессии современного педагога является ещё и участие в конкурсах профессионального мастерства. Ведь конкурс – это ускорение, рывок, новая вершина, новый уровень, новые знания и опыт. Благодаря участию в конкурсах я поверила в себя, в свои силы, расширила границы профессионального общения. К слову, мне очень жаль, что в школьных стенах мало молодых учителей. Дети тянутся к молодым! Бываю на различных педагогических заседаниях, семинарах, встречах и вижу лица пожилых и среднего возраста педагогов. Ну, уйдём мы через десять лет, и кто тогда останется преподавать? Надо привлекать молодёжь в школы!

– А в Вашей семье, Ирина Францевна, нет последователей учительской профессии?

– Нет. У меня одна дочь. Она уже взрослый человек. Работает руководителем отдела на угольном предприятии. О профессии учителя в её выборе не было и речи. С детства видя, какой это труд, эти вечные бумаги, проверка тетрадей, она даже и думать не хотела о том, чтобы заняться преподавательской деятельностью. Тем более в школе… Так что моя дочь тоже представитель современной молодёжи. Знаете, в нашей гимназии есть такая традиция. Когда я беру пятиклашек, которых веду до выпускного класса, то даю им задание. Пятиклассники пишут письмо самому себе – тому, каким он станет через несколько лет, взрослому человеку. Эти письма вручаем потом выпускникам. Читаем их вслух. Оказывается, пожелания одни и те же. Почти все видят себя успешными, состоявшимися бизнесменами.

– И какой же Вы тогда представляете школу будущего?

– Главное – школа будет. И глаза у ребятишек также будут гореть на увлекательных уроках. Никакие роботы, никакое виртуально-дистанционное обучение, о котором говорят в последнее время, не заменит учителя. Это живое общение на уроках, когда можно вызывать эмоции в учениках; те интонации в их голосе; ту радость на их лицах от победы над собой, от найденных ими ответов на разные вопросы… Надо сегодня лишь повернуться лицом к нашей школе, увидеть её сегодняшние проблемы и помочь их решить. И школа ответит искренней благодарностью.


Просмотров статьи: 847