Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Вспомнить всё!

Газета «Новокузнецк», выпуск №38 (983)  //  Рубрика: Письмо в номер

На днях в Центральной библиотеке имени Н.В. Гоголя проходила презентация одной из первых книг о легендарной стройке советской эпохи. Она так и называется – «Кузнецкстрой в воспоминаниях». (Ваша газета писала об этом в прошлом, за 20 сентября 2018 года, номере.) В качестве гостя на презентацию был приглашён и я, Валентин Павлович Павлов, архитектор, художник, поэт и, главное, – старожил города. Мне предложили выступить на ней со своей поэмой «Город мой – моя планида» о Новокузнецке. А попутно впервые была предоставлена возможность кое-что рассказать из своих воспоминаний о становлении города. Я говорил о первых в Кузнецке так называемых колониях – Верхней и Нижней, как они общались между собой посредством большого тоннеля. Рассказывал о наших знаменитых бараках как о единственной возможности расселить многие тысячи кузнецкстроевцев, приехавших со всех сторон страны на эту стройку. Они тогда стояли от Кузнецкого металлургического комбината по очерёдности под номерами: «один», «два», «три», «четыре»… Никакого названия улицы! Наш барак был под номером «четыре», и он находился как раз на том месте, где сейчас стоит Дворец строителей. Хотелось сказать и о том, что в одной из газет я как-то встретил ироничный подтекст: те знаменитые кузнецкстроевские бараки были названы «жертвами советского барокко». Мне кажется, что для старожилов города это выражение прозвучало довольно обидно. Да не будь тогда у нас этих бараков – не было бы у нас и никакого гиганта металлургии, да ещё построенного за одну пятилетку. Да нам такой, в полном смысле слова, почтенный барак нужно не только в памяти – в памятнике для будущих поколений запечатлеть. Он вполне этого заслуживает. Как это, к примеру, сделали в Магнитогорске, где тоже в своё время проходила грандиозная стройка – строительство Магнитогорского металлургического комбината. Там поставили памятник обыкновенной палатке как символу всех великих строек.

Хотелось бы мне, теперь уже и со страницы газеты, обратиться не только к молодым участникам той презентации, но и в целом к молодым горожанам. Ребята, постарайтесь изыскать время и возможность, чтобы совершить такую вот экскурсию. Пройти пешком от площади Побед, именно от того скверика, где в те времена возвышался величественный монумент вождю, чьим именем и был наречён Кузнецкий металлургический комбинат. А далее – через тоннель прямо на Верхнюю Колонию. След в след по маршруту тех самых кузнецкстроевцев. Сегодня по нему идут доменщики, сталевары, прокатчики – те самые металлурги, наследники кузнецкстроевцев, на работу в свою смену по своим цехам, через эти три проходные. Мне даже не кажется, я в этом уверен, что, выйдя из тоннеля, вы окажетесь в совершенно другом мире. Только здесь ещё сохраняется дух того легендарного времени. Стоит немного подняться по горке, до самой улицы Тельбесской. Увидеть школу, пожарную часть и великолепный сад под горой. Это и есть первый в городе Сад металлургов. Там среди прочих находится и могила знаменитого Курако. Правда, мне, жившему в то время восьмилетнему пацану, было тогда не до того, не до экскурсий. На этой горе мы сажали картошку, вывозя свой урожай на двухколёсной тележке, которую загружали тяжёлыми мешками. Впереди в оглобли впрягался мой дед. А я, мальчишка, стоял на доске, привязанной к тележке, сзади. Это был такой вот наш своеобразный тормоз. Ведь спускаться с горы с тяжёлым грузом было непросто. Шли так до самого тоннеля. А потом и по нему. Тогда-то я и невзлюбил этот холодный и мрачный коридор. Мне, мальчишке, тогда казалось, что ему не будет конца. Выходили мы на площадь, на которой потом в 1945-м году, девятого мая, с ликованием встретили День Победы.
Многое хотелось мне сказать на презентации книги. Воспоминания всколыхнули и кадры старой кинохроники про строительство Великого Кузнецкстроя, и сопровождающая их музыка Свиридова «Время, вперёд!». Но разволновался от впечатлений и не смог всё высказать, обо всём, что хотел, выговориться. Хотя времени для этого мне предоставили предостаточно. Из-за этого потом не мог даже ночью уснуть. Всё проснулось в памяти. Словно это было вчера. И тот тоннель, и та горка с тележкой, и те бараки… Вот и захотелось высказаться в письме в газету по этому поводу.


Просмотров статьи: 843