Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Железная дорога жизни

// Автор: Зинаида СУРКОВА

Евгений Иванович Проводов – из того поколения, которое называют «дети войны». Оказавшись ребёнком на передовых рубежах Великой Отечественной, он и в мирное время много лет отдал защите Родины – четыре года прослужил на флоте. Профессиональную жизнь посвятил железной дороге. В преддверии 23 февраля мы побывали в гостях у Евгения Ивановича.

Евгений Иванович родился в 1937 году в семье пограничника. Отец и мать Евгения Ивановича родились в Орле, но по долгу службы Иван Григорьевич Проводов с семьёй переехал в Карело-Финскую ССР, в городок Сортавала. С началом войны население срочно эвакуировали, и 28-летней Вере Проводовой с четырьмя малолетними детьми на руках пришлось отправиться в страшный путь – на перекладных они добирались из Сортавалы в Орёл. Первое время уходили вместе с отступающей армией. «Погрузили нас в двухосные санитарные вагончики с красным крестом – нары в несколько ярусов с ранеными. Начинается налёт – паровоз ревёт, мы врассыпную. Я этот гудок до сих пор явственно помню. А после того как люди возвращались в вагоны, чтобы ехать дальше, и поезд трогался, мы видели рядом с рельсами размотанные по земле окровавленные бинты. Такое забыть нельзя», – рассказывает Евгений Иванович. Шёл июль 1941-го, стояла жара. У Веры Ивановны с детьми не то чтобы есть – пить было нечего: уезжали так срочно, что ничего не захватили. А уже в августе под Сортавалой развернулись ожесточённые бои.

Орёл встретил их бомбёжками немцев. Их вновь эвакуировали – в Пензенскую область, село Ивановка. Всех детей собрали в большой дом – вроде детского сада. Они кормили и обслуживали себя сами: взрослые уходили каждый день на работу, вносили каждый посильный вклад в Победу. Мать Евгения Ивановича трудилась экспедитором, доставляла грузы на фронт. Когда она перевыполнила план и её решили отметить, спохватились: зимние фронтовые дороги она проходила в истрёпанных летних ботинках…

Евгений Иванович вспоминает всё это со слезами на глазах. Война забрала жизни двух его сестёр: в 1941 году умерла одна из них, после – другая. Последнее письмо от отца пришло 6 февраля 1943 года. «Если долго писем от меня не будет, знай: мы гоним фашистов…» – писал он жене. А через три дня, 9 февраля, его не стало. Он погиб после прорыва блокады Ленинграда. Погиб под другой фамилией – пограничник, работник КГБ, он сменил её, чтобы обезопасить своих родных в случае плена. Фронтовые письма отца Евгений Иванович хранит до сих пор.

Орёл был полностью разбит – ни одного целого кирпича в нём не осталось. После войны Вера Ивановна перебралась с сыном и дочерью в Калининград. В дороге познакомилась с демобилизованным сержантом Никитой Васильевичем Парахиным, тоже уроженцем Орла. Герой, воевавший под Одессой, Севастополем, Сталинградом, дошедший до Берлина, человек большой выдержки и смекалки. «Он стал для меня не отчимом, а вторым отцом», – говорит о нём Евгений Иванович. Именно Никита Васильевич привил ему основные жизненные принципы: «Всегда учись. Просто попробуй сделать, как я»; «Если не я, то кто же?» Второму своему отцу Евгений Иванович обязан и тем, что стал железнодорожником. Дети переболели малярией, и врачи посоветовали сменить климат – так семья переехала в Сталинград, восстанавливать город-герой. В Сталинградский железнодорожный техникум Никита Васильевич и привёл Евгения, окончившего семь классов, поступать. «У нас в Орле недалеко от села, где я жил, был переезд, – рассказал тогда он 14-летнему Евгению. – Когда мы на телегах к нему подъезжали, выходил важный усатый дежурный по переезду, подавал сигнал, закрывал шлагбаум, и все телеги стояли – длинной вереницей по дороге. Мы думали: какой начальник! Всех остановил!»

В 1956 году Евгений Иванович закончил техникум и распределился в Новокузнецк. Тогда только начала строиться новая ветка Новокузнецк – Абакан. На комсомольскую стройку тогда мечтали попасть многие его однокурсники, но посчастливилось только двоим. Евгений Иванович определился дежурным по станции «Абагуровский разъезд». Он с теплом вспоминает свою первую работу и своего первого начальника станции – Владимира Романовича Карпова, участника войны, строившего рокаду (прифронтовую дорогу для маневрирования войск и перевозки боевых и материальных запасов) под Сталинградом. С работы на Абагуровском разъезде его призвали в армию – на Тихоокеанский флот. Выучился на торпедиста надводных кораблей, но последний год службы провёл на подводном флоте. Вернувшийся из армии старшина первой статьи (что «на суше» равняется сержанту) Евгений Проводов отправился «командовать поездами» – работать поездным диспетчером. «Это моя лебединая песня», – говорит об этой своей работе Евгений Иванович.

В основном коллектив состоял из тех, кто ещё недавно воевал на фронтах Великой Отечественной. «Именно они научили нас по-настоящему работать. Железная дорога – это та же армия. Раньше ведь были железнодорожные войска. Жёсткие правила, дисциплина, даже гаупвахта была. Побывал у меня один раз в гостях военный лётчик. Так он удивлялся нашей слаженной, чёткой работе. А как нам ещё можно было работать, когда отношение к своему труду, профессиональные принципы нам передавало героическое военное поколение?» – рассуждает Евгений Иванович.

Сегодня почётный железнодорожник Советского Союза, почётный ветеран Западно-Сибирской железной дороги Евгений Проводов вернулся к делу, которое привлекало его с детства – к рисованию. «Всё началось с клочка коричневой бумаги, который мама, работая ещё экспедитором, принесла мне, оторвав от какой-то обёртки. Я на ней и рисовал, и писал. И получил единицу в школе – исписал весь этот листочек, не поняв задания. Плакал не из-за отметки: бумагу было жалко», – вспоминает он. Рисует в основном русские, родные пейзажи, а ещё выбирает сюжеты для своих картин на тему морского флота. Сюжеты картин «Забивают козла на баке», «Перетягивание каната», «Крейсер на рейде», «Авианосец «Властный» основаны на реальных событиях, это воспоминания о службе на корабле. Увлекается и резьбой по дереву – его дачный дом под Калтаном похож на кружевной терем. Разводит пчёл, готовит лечебные составы на основе мёда. «Я ещё долго хочу жить, потому что я многого ещё не сделал», – говорит Евгений Иванович и делится с нами мечтой – о том, чтобы внук, названный в честь него, пошёл по его стопам, и о том, что он обязательно ещё приведёт продолжателя рода Проводовых в железнодорожное училище.


Просмотров статьи: 1334