Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Гобелен из глубины веков

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Мария Коряга

Выставки в рамках проекта «Сибирь. Регионы», которые проходят в многофункциональном культурно-досуговом комплексе Центрального района, бывшем Доме творческих Союзов на проспекте Кузнецкстроевском, 1, открывают для горожан удивительные виды творчества. На днях завершила работу десятая по счету экспозиция, которая познакомила новокузнечан с искусством художников Бурятии и Забайкальского края. На ней, как и на прежних девяти выставках, были представлены произведения молодых художников и известных, состоявшихся мастеров.

– Восточная Сибирь раскрыла перед новокузнечанами своё удивительное и неповторимое искусство – сплав европейской и восточной пластики, цвета в живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном творчестве. Работы, отобранные для этой выставки, являются ярчайшим примером того, как традиции и многовековое мастерство органично вплавляются в современные формы, наполняются современными смыслами и понятиями, – прозвучало на открытии выставки.

В качестве яркого примера такого сплава древности и современности стали бурятские гобелены из натурального, неокрашенного конского волоса. Замечательно, что с завершением выставки жизнь этих предметов искусства в Новокузнецке не завершается. Именно удивительные гобелены, прибывшие к нам из Бурятии, отобраны для того, чтобы быть представленными на зональной выставке мастеров сибирских регионов, которая пройдёт в Новокузнецке в марте этого года и будет приурочена к 400-летию нашего города. Уникальные работы Татьяны Дашиевой «Санага», Софьи Ли «Фактура Земли» и главный триптих из гобеленов «Воздух», «Земля» и «Вода», вытканные Алимой Цырендоржиевой по эскизам известной бурятской художницы Аллы Цыбиковой, вызывал у посетителей выставки немалое удивление и даже восторг.

Небольшой экскурс в историю. Искусство плетения из конского волоса было известно бурятам издавна. Мастера плели сети для ловли рыбы, верхнюю обувь, вожжи, подпруги для сёдел и половики – таары. Делали полоски, которые затем сшивались в половики и ковры длиной в два, два с половиной метра. Конский волос тогда смешивали с козьим пухом. Современные гобелены изготавливаются из чистого конского волоса с применением станков. Возродила гобеленовое ткачество из волос степных скакунов бурятская художница Светлана Ринчинова во второй половине 1970-х годов. А поскольку в советском декоративно-прикладном искусстве этот вид творчества оказался новым, то Государственным комитетом по изобретениям и открытиям СССР художнице были выданы два патента – на гобелен и на пряжу из конского волоса.

Освоение технологии необычного ткачества проходило довольно сложно. На изготовление одного, даже небольшого гобелена, необходимо остричь несколько десятков лошадей. Сложность работы с волосом состоит ещё и в том, что это грубый, жёсткий материал с ограниченными цветовыми возможностями. Но подобные недостатки при умелой обработке переходят в достоинства. Сначала создаётся эскиз будущего гобелена. Затем нужно подготовить сам конский волос. Пряди раскладываются по цветам, как краски. Очищаются от мусора и грязи: сначала волосы чистятся стиральным порошком, затем отмываются шампунем. После этого их скручивают в нить – как в древности, вручную, с помощью веретена. «Процесс создания гобелена довольно трудоёмкий. Но это творчество дарит большую радость», – говорит Светлана Ринчинова. В Бурятии до сих пор хранится монументальное творение – занавес площадью в сто квадратных метров и весом под тонну, который украшает авансцену Бурятского государственного академического театра драмы. Соткан он был в 1982 году. Специально для работы над ним Светлана Петровна обучила одиннадцать мастериц. Постепенно была создана школа бурятского гобелена, и уникальные работы мастериц разошлись по всему свету. К слову, в 1970-1980-е годы гобелен стоил как четыре «жигулёнка». Сегодня цена такого изделия также высока, потому что гобелены из конского волоса неподвластны времени. Благодаря природному, натуральному материалу они не теряют яркости, сохраняют на века свой первозданный цвет и вид.

Известно и то, что наши горно-шорские мастерицы уже присматриваются к этому виду декоративно-прикладного искусства, чтобы создавать подобную редкую красоту и для кузбасских ценителей оригинального тканного творчества. Ведь и Горная Шория славится своими лошадьми. Стоит только проехаться по её деревенской глубинке, чтобы убедиться в этом. Да и фантазия кузбасских мастериц не уступает фантазии бурятских искусниц!


Просмотров статьи: 1482