Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Мастер ассоциаций

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Мария Коряга

Так называют новокузнечанина Аркадия Шарловского, чья выставка «Среди снегов белых» на днях открылась в отделе искусств библиотеки имени Н.В. Гоголя.

Аркадий Шарловский – коренной новокузнечанин. Но большая часть его детства и юность прошли в новосибирском Академгородке.

Детское увлечение рисованием переросло в серьёзное занятие живописью, которое стало профессией. Одно время Аркадий Шарловский, возвратившись в Новокузнецк, работал художником-дизайнером Театра металлургов. Есть в его биографии и такой факт. С женой Любовью Леонидовной они уезжали в Тирасполь – столицу Приднестровья. «Захотелось пожить в тёплом, благоприятном климате. Остановиться было где. В Тирасполе пустовала квартира нашей родственницы, которая осела в деревне», – рассказывает Любовь Леонидовна.

Шарловский окончил три курса художественно-графического факультета Приднестровского университета, когда начался Приднестровский конфликт 1989–1992 годов: жители Приднестровья, где, в основном, проживало русскоязычное население, не захотели оставаться в составе Молдавии, которая не пожелала признать русский язык вторым государственным. «Пришла настоящая война. Мы вынуждены были даже прятаться от обстрелов. Из-за обострившейся ситуации решили вернуться в Новокузнецк. С большим трудом выбрались из города», – вспоминает Любовь Леонидовна. Однако в военном госпитале до того, как выехать, Аркадию удалось организовать свою персональную выставку. Двадцать картин повезли в Сибирь. Но так и не довезли. Их изъяли на таможне – на границе Приднестровья и Украины. Эти работы для Аркадия оказались потерянными навсегда.

Первая персональная выставка в Новокузнецке у Аркадия Шарловского прошла 20 лет назад в салоне «Художник», который организовала искусствовед и сотрудник библиотеки им. Н.В. Гоголя Галина Иванова. Галина Степановна тотчас поняла, какой талант пришёл к ним с просьбой об экспозиции, и поддержала. С тех пор в Гоголевке у Аркадия состоялось около 10 персональных выставок. И не только в Гоголевке. Он стал участником выставок как в Новокузнецке, так и других городах области и за её пределами. Картины новокузнецкого художника побывали в Томске, Новосибирске, Москве. Аркадию Шарловскому довелось поучаствовать в крупных российских проектах. На всероссийском конкурсе в Москве он оказался в пятёрке лучших – их работы были отобраны для экспозиции, что должна была пройти в Иране. Аркадия в числе других российских художников пригласили не только участвовать в выставке, но и провести пленэры. Его живописное полотно «Восточный базар» уехало в Иран, но из-за непрекращающихся военных действий так и не предстало перед зрителями. «Вот ждём, когда же там всё успокоится. И на смену войне придёт искусство», – говорят супруги.

Аркадий работает нестандартно. Абстрактным реализмом называют его манеру письма искусствоведы. Пишет он исключительно по памяти, используя собственные ассоциации. Иные специалисты относят его к тем немногим самобытным художникам, которые сохранили детское восприятие мира.

Аркадий Шарловский – художник-авангардист. Несмотря на это, все сюжеты его произведений реалистичны. Мотивы, взятые из жизни, часто служат лишь предлогом для создания красочных композиций. «Художественный метод Шарловского определить сложно. В своём творчестве он использует различные приёмы и методы, которые образуют его неповторимый оригинальный стиль», – говорит о художнике Надежда Конюхова, куратор выставки. «Работы Аркадия связаны с увиденным, непременно преображённым его фантазией. Это живопись ассоциативная. И она мне очень близка. Я её понимаю и принимаю. Это моё! Поэтому я во всём так помогаю и поддерживаю Аркадия», – подчёркивает его первая помощница – жена.

Большое количество преданных поклонников приобрёл Аркадий во время проведения двух своих выставок в Томском областном художественном музее. Впечатление от них томская пресса назвала колоссальным. И поблагодарила устроителей экспозиций «за возможность наслаждаться мастерски выполненной и очень искренней живописью». Томские искусствоведы обратили внимание на огромную работоспособность художника: «Постоянное движение – вот залог его успеха»; на эмоциональность его картин: «Трагичность мироощущения соседствует с острой радостью, восторгом. Сродни архаическому ужас, смешанный с по-детски непосредственным удивлением. Так обычно удивляются дети, при этом широко распахивая глаза. Он умеет правильно уловить эмоцию и снять засовы с собственной фантазии»; на многообразие сюжетов в его творчестве: «Столь широкий спектр эмоций неминуемо приводит к открытию новых горизонтов»; на оригинальность работ Шарловского: «И это ещё одна причина для радости! Художник из Кузбасса не скатывается в банальность. Художественное полотно, рождаясь, обретает самостоятельность – незапланированные автором смыслы начинают проявляться сами собой».

После статьи в журнале «Русская галерея», который распространяется не только в России, но и в других странах, на Аркадия Шарловского обрушился настоящий успех. Его стали приглашать в Барселону, Берлин, Нью-Йорк, из столицы Америки пришло уже с десяток (!) предложений провести выставку. Останавливает одно: в семье недостаточно финансов, чтобы выехать в художественный круиз. Ведь за размещение только одной картины в нью-йоркском музее необходимо выложить 3 000 долларов. Однако желание работать у новокузнецкого художника возросло, когда он почувствовал себя интересным миру.

Аркадий Шарловский сегодня не имеет собственной мастерской. Он пишет картины в небольшом закутке медицинского колледжа, в котором работает оформителем. Стоит в очереди на мастерскую и собирается вступить в Союз художников. Для мастера такого уровня, думается, это не будет проблемой.


Просмотров статьи: 1398