Не открывайте незнакомцам!
Как разгадать мошеннические действия и не стать жертвой преступных намерений? Особенно пожилым гражданам, отличающимся наибольшей доверчивостью и не знающим приёмов мошенников. За девять месяцев этого года были поставлены в известность о подобных мошенничествах 6 000 человек. За это же время выдано 4,5 тысячи памяток. Но, к сожалению, злоумышленники изобретают всё новые и новые способы обмана, в большинстве случаев своей преступной деятельности используя красноречие и актёрское мастерство.
Пресс-конференция, посвящённая этой актуальной теме, прошла в комитете социальной защиты администрации города. В ней приняли участие Татьяна Курилова, председатель комитета; Максим Иванец, майор полиции, начальник отделения по раскрытию преступлений против собственности отдела уголовного розыска Управления МВД России по городу Новокузнецку; Лариса Саяпина, начальник отдела перерасчёта пенсий Управления Пенсионного фонда в городе Новокузнецке.
Мошенник в униформе
Несмотря на различные предупреждения, звучащие с экранов телевизоров и из громкоговорителей на остановочных платформах, наши дедушки и бабушки постоянно попадаются на удочку разного рода прохиндеев. За девять месяцев этого года против пожилых людей в Новокузнецке было совершенно 143 «телефонных» преступления. Тема почти всех преступных деяний одна: людям преклонного возраста мошенники звонят на телефоны, пугая несчастным случаем, который произошёл с близким человеком. И чтобы вытащить его из столь неприятной ситуации, необходимо «замять дело». То есть передать «следователю» или «сотруднику полиции» немалую сумму денег (обычно от 20 до 50 тысяч рублей). Многие старики от неожиданного сообщения теряются. И вместо того чтобы позвонить своему сыну либо внуку и узнать реальную ситуацию, бросаются опустошать свои «кубышки» и отдавать мошенникам наличность, припасённую «на чёрный день».
Ещё один излюбленный приём «телефонных» мошенников – спекуляция на здоровье. Пожилые люди в ожидании чудодейственного избавления от болезней легко попадаются на уловки «лекарей». После разговора с шарлатанами они переводят денежные средства на банковские карты, на номера телефонов для получения компенсации за медикаменты. В последнее время злоумышленники «на волне благотворительности» стали представляться либо тимуровцами, либо волонтёрами, предлагая «от чистого сердца» бесплатную уборку жилья. Незнакомцы моют полы, окна, двери… Однако после их ухода пожилые хозяева дома обнаруживают пропажу денег и ценных вещей. «Не доверяйте незнакомцам и не пускайте их в свой дом!» – напоманиют специалисты.
Или такой в последнее время распространённый вид мошенничества. На дом приходят сотрудники фирмы по установке или ремонту пластиковых окон, предлагая заключить выгодный для пенсионеров договор на обновление. В договоре мошенники не прописывают сумму заказа и, пользуясь недосмотром пожилых хозяев, после проделанной работы начинают выманивать у них крупные суммы. На дом могут приходить и другие лжесотрудники различных фирм. Нередко мошенники представляются и сотрудниками горэлектросети, которые проводят проверку счётчиков электроэнергии. При проверке «вдруг» обнаруживают: либо показания счётчика не соответствуют действительности, либо он неисправен и так далее и тому подобное. И налагают на хозяина квартиры штраф. Причём, предлагают заплатить его сразу же, на месте, иначе они сейчас же отключат электроэнергию. При этом один из мошенников одет в специальную униформу и имеет при себе инструменты. Эта маскировка придаёт обманутым пожилым людям убедительности в правдоподобности ситуации. «Не передавайте денежные средства незнакомцам! Штраф таким образом на квартировладельцев не накладывается и плата «живыми» деньгами с них не берётся», – предупреждают сотрудники полиции.
Поздравления с подвохом
Случается, мошенники (в основном женщины, которые «работают» в паре) могут представляться сотрудниками социальной службы. И накануне праздников, а также разных памятных дат могут ходить по квартирам и «поздравлять» пенсионеров. Во время поздравлений мошенницы торжественно передают пенсионерам денежные средства, поясняя, что такая прибавка к пенсии полагается всем ветеранам войны и труда. Когда же пожилые люди окончательно начинают верить в то, что перед ними социальные работницы, злоумышленницы приступают к главной цели своего визита. Они сообщают о грядущей денежной реформе и просят принести всю наличность, что есть в доме, чтобы переписать номера денежных купюр. Затем одна из женщин отвлекает внимание пожилых хозяев, а вторая тем временем незаметно «уводит» все их сбережения.
– Предупреждаем: социальные работники, имеющие соответствующее удостоверение, никогда сами, без предварительной просьбы граждан, не ходят по квартирам. Если что-либо из предлагаемого вам или происходящего с вами вызывает сомнения, необходимо сразу же насторожиться. Посоветоваться с детьми, родственниками, представителями официальных органов. Никогда и никому не отдавайте свои сбережения и документы! Многие на подобные советы своевременно не обращают внимания. И потому примеров обмана пенсионеров в настоящее время очень и очень много, – подчеркивает Татьяна Курилова.
«Покажите свой СНИЛС!»
В последнее время, по словам Ларисы Саяпиной, участились случаи, когда неизвестные ходят по квартирам или звонят на мобильные телефоны новокузнечан и представляются работниками некоего пенсионного фонда. При этом не уточняют, какой именно фонд они представляют. Но настоятельно рекомендуют обратиться к ним для заключения договора. Как потом оказывается – с негосударственным пенсионным фондом. Нередко незнакомые молодые люди останавливают на улицах пожилых горожан и просят показать им страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС) якобы для сверки базы данных. Фотографируют его, а иногда даже сканируют и возвращают владельцу. Только после некоторых раздумий напуганные новокузнечане обращаются в Пенсионный фонд за разъяснениями: где находятся средства их пенсионных накоплений и могут ли мошенники с помощью подобных манипуляций перевести средства в свои фонды?
В адрес управления ПФР за последние три месяца поступило более 300 письменных обращений горожан, около половины которых составлены активно рекламирующей себя в городе юридической компанией. Пожилым людям обещают увеличение размера пенсии – убеждают, что в расчётах Пенсионным фондом допущены ошибки или выбран невыгодный для пенсионера вариант расчёта. За составление жалобы от имени пенсионера в Пенсионный фонд просят несколько тысяч рублей. Между тем, все вопросы, входящие в компетенцию Пенсионного фонда, можно и нужно решать лишь обратившись в клиентскую службу управления по месту жительства.
Блок для карты
Не уменьшается и количество мошенничеств, связанных с банковскими картами (когда на телефоны потерпевших приходят смс-сообщения о блокировке карты с указанием номера, по которому нужно позвонить для разблокировки – в результате позвонившего просят выполнить действия, которые лишают его лежавших на карте финансов). Сотрудниками уголовного розыска с начала года раскрыто 65 таких преступлений.
По словам майора полиции Максима Иванца, раскрывать подобные факты обмана людей преклонного возраста невероятно сложно – главная причина заключается в том, что потерпевшие обращаются в полицию лишь спустя некоторое время, когда осознают, что их обманули; естественно, за это время злоумышленники успевают сменить своё местоположение. Поэтому основной упор в борьбе с этим злом городская полиция делает на профилактике преступлений.
Основное, что должны помнить пожилые люди, – в любой непонятной, непредвиденной ситуации прежде чем что-либо предпринять, необходимо обратиться к родственникам – детям, внукам, которые смогут распознать подвох и мошенничество.
Просмотров статьи: 1318