Гуманность – в корне
В прошлый четверг в Новокузнецке собрались представители гуманной педагогики, чтобы обсудить роль семьи в воспитании детей.
Десятые межрегиональные педагогические чтения «Семья – лоно человеческой культуры» собрали педагогов из Москвы, Абакана, Красноярска, Новосибирска, Новокузнецка и других городов Сибири – всего более 250 человек. Главная тема – воспитание в семье, которое призвано даровать ребёнку культуру, любовь, родовую мудрость. Ответ на вопрос, как сделать семью источником такого воспитания, по мнению организаторов, можно найти в основах гуманной педагогики. Не случайно на педчтения был приглашён гость из Тбилиси – Паата Амонашвили, доктор психологических наук, президент Международного центра гуманной педагогики, писатель, сын известного педагога и основоположника гуманной педагогики Шалвы Амонашвили.
– Мы с ними сотрудничаем давно, – отметила Нина Недоспасова, ректор Института повышения квалификации. – В 2012 году ИПК заключил договор с Российской центральной лабораторией гуманной педагогики, в 2013 году мы проводили здесь такую же встречу, только тема её была другая, и вот сегодня мы увидим здесь авторов гуманной педагогики. В аудиторию приглашены педагоги, родители, студенты. Все мы прекрасно понимаем, что сегодня роль семьи в воспитании ребёнка нужно выдвинуть на первый план.
Гуманная педагогика как направление зародилась в конце 1980-х годов. Один из главных её постулатов – ребёнок не только готовится к жизни, он уже живёт и научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность.
– Это другая сторона авторитарной педагогики, которая очень распространена во многих школах, учреждениях дошкольного образования, да и в семьях часто используется родителями. Авторитарная педагогика – это общение с ребёнком сверху вниз, когда родитель, учитель, воспитатель смотрит на ребёнка сверху вниз и командует обстановкой, в этой ситуации дети – подчинённые, у них есть обязанности. Если они что-то делают не так, то применяются инструменты наказания – отметки, лишение чего-то. Гуманная педагогика строится на психологии согласия, чтобы сделать ребёнка нашим соратником в деле его же воспитания, – объяснил Паата Амонашвили.
Приверженцев этого направления – Рыцарей гуманной педагогики – огромное количество в разных городах и странах. Вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости – эти основы гуманного педагогического мышления рождают новые педагогические систем в разных социальных, национальных и экономических условиях. В Новокузнецке гуманный подход в обучении и воспитании тоже давно применяется. Проходят семинары по гуманной педагогике, в программы повышения квалификации учителей включаются модули по вопросам гуманной педагогики. Идеи гуманного направления распространяют в Кузбассе замечательные педагоги и культурные деятели. Елена Нагрелли, проректор по научно-методической работе ИПК в Новокузнецке, является руководителем Кемеровского регионального отделения Общероссийского центра гуманной педагогики. Анна Смагина, учитель начальных классов лицея №111, – руководитель лаборатории гуманной педагогики Новокузнецка. Сотрудниками этой лаборатории являются Людмила Адаменко, актриса Новокузнецкого драматического театра, Инна Герасименко, заместитель директора по УВР средней школы №94, а также многие другие учителя и руководители школ Новокузнецка.
Для участников межрегиональных педагогических чтений, которые длились два дня, были проведены творческие лаборатории («Взращивание каждодневного внимания к прекрасному в повседневности…», «Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей» «Семья – это Путь… Мы выбираем Путь!!!»), мастер-классы («Воспитательные образы в семье», «Лексика и проблемы поведения: как говорить на понятном языке с ребёнком», презентация книги Пааты Амонашвили «Послание в будущее» и выступления Елены Черноземовой, профессора, президента Всероссийского центра гуманной педагогики, из Москвы.
Опыт, которым поделились педагогики-гуманисты со всей Сибири, как рассказали организаторы, будет полезен не только школьным учителям, но прежде всего – родителям. Они привели слова Максима Горького: «Мы так легко и беззаботно рождаем детей, но так мало мы заботимся о
создании человека! Мы все тоскуем о каком-то прекрасном человеке. В нашей воле помочь
ему явиться на земле!» Чтобы вырастить прекрасного человека, отметила Нина Недоспасова, гуманная педагогика должна быть в корне воспитания, и вся педагогика должна исходить из неё.
Просмотров статьи: 1138