Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Каждый ребёнок особенный»

// Автор: Юлия Ким
// Фото: Мария Коряга

Инклюзивное образование, то есть такая организация учёбы, когда дети с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе с «обычными» детьми, для официальной практики нашей страны довольно ново. Тем ценнее опыт воспитателя детского сада №225 Новокузнецка Наталии Михайловны Кречетовой, которая работает по этой системе с особыми воспитанниками уже более 20 лет. Её профессионализм подтверждает и недавняя победа – она стала лучшей на региональном этапе конкурса «Воспитатели России» в номинации «Инклюзивное образование».

То, что сейчас называется в России новым модным термином «инклюзивное образование», говорит Наталия Михайловна, существует на самом деле уже давно. Окончив педагогическое училище, она почти сразу пришла в 225-й детский сад, куда вместе с детьми с лёгкими диагнозами принимали ребят с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного характера. «Конечно, дети у нас разные – есть те, кто имеет диагноз «сколиоз», а есть с тяжёлыми проявлениями ДЦП. И посещают такие разные ребята детский сад вместе, вместе играют, общаются, вырастают. Поэтому «проблемных» детей и конфликтов у нас не бывает», – рассказывает Наталия Михайловна.

Инклюзивное образование воспитатель считает основой для формирования здорового общества и правильного отношения людей друг к другу. Своих воспитанников она даже не называет детьми с ограниченными возможностями – это воспитанники, как говорит Наталия Михайловна, «с особыми образовательными потребностями». «Обычные дети, просто требуют больше внимания, индивидуального подхода в работе с ними», – говорит она. Чтобы эти особые дети свою «особость» чувствовали как можно меньше и чтобы окружающее их общество взрослых и детей стало для них ближе, Наталия Михайловна Кречетова разработала вместе с коллегами целую программу, куда вошла, например, программа «Умные ладошки» по обучению письму маленьких левшей с ДЦП. С этой работой колеектив завоевал бронзовую медаль на выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость». Наградами отмечены и другие разработки воспитателя Наталии Кречетовой – в её профессиональном багаже, кроме прочего, золотая медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети», золотой сертификат во всероссийском конкурсе дошкольных образовательных учреждений «Родители 2013-го». В прошлом году Наталия Михайловна стала лауреатом областного этапа конкурса «Лесенка успеха». Всё это – награды за достижения в области инклюзивного образования, системы, в которой воспитатель становится для детей не только второй мамой, а потом и старшим другом – он призван быть соединительным звеном для социума и особенного ребёнка, должен сделать всё, чтобы границы между ними стирались. «Есть в группах дети, которые не могут себя обслуживать самостоятельно, ходят при помощи взрослого, посещают учреждение вместе с мамой, бабушкой или няней. Такие дети, естественно, для нас особые, но занимаются в группе сверстников они на общих основаниях. Просто стараемся создать для них такие условия, чтобы дети принимали участие в любых видах деятельности», – говорит Наталия Кречетова. Эффективность лечения и реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском саду обеспечивает штат медицинского персонала: ортопед, невропатолог, педиатр, физиотерапевт, инструктор ЛФК, медсёстры по массажу, по физиотерапии, по бассейну, и задача воспитателя при проведении занятий – строить их обязательно с соблюдением всех рекомендаций и предписаний врачей. И если медики помогают воспитанникам постепенно преодолеть проблемы со здоровьем, то воспитатели помогают им с самого младшего возраста забыть об ограничении возможностей и понять, что все мы заслуживаем дружбы и уважения.

Важную роль в этом, по словам Наталии Михайловны, играют социальные пробы, в ходе которых ребёнок знакомится с «внешней средой», получает опыт социального взаимодействия. Это участие в театрализованных представлениях вместе со здоровыми сверстниками (например, воспитатели детского сада №225 поставили спектакль «Молоко полезно для здоровья»), в социально значимых акциях и флешмобах («Лес просит защиты», «Живи, лес»), в выездах на природу, в кондитерский цех, контактный зоопарк.

Такие поездки и мероприятия бывают важными не только для маленьких воспитанников, но и для их родителей. Взрослые оказываются готовыми к общению с особыми людьми меньше, чем их дети. Некоторые родители, делится Наталия Михайловна, категорически против того, чтобы детсадовскую группу вместе с их чадом посещали ребята с тяжёлыми диагнозами. Всё, что остаётся воспитателям в таких ситуациях, – убеждать и «воспитывать» взрослых. «Есть, конечно, ситуации, когда инклюзивное образование не совсем подходит – если ребёнок может проявлять агрессию в силу заболеваний и при этом с ним не находится тьютор или сопровождающий взрослый, от его действий могут пострадать другие дети. Но в остальном совместное обучение полезно для обеих категорий детей», – говорит Наталия Михайловна. Пример тому – случаи долгой крепкой дружбы между её воспитанниками. На недавно состоявшемся «вечере выпускников» детского сада №225 среди выпускников разных лет оказалось немало тех, кто сохранил тёплые отношения с детсадовского возраста.

Для развития и обучения «особых» детей мало создать инклюзивную среду – нужно сделать её комфортной, а атмосферу в таком пёстром детском коллективе – дружелюбной. И в этом педагогу не помогут никакие готовые методики и технологии. Наталия Михайловна на вопрос о том, существует ли здесь какой-то секрет, отвечает просто: «Этот секрет, наверное, известен каждому педагогу. Нужно быть искренним с детьми. Если ты не будешь холодным, отстранённым наставником, а станешь проживать с ним одну жизнь, всегда будешь рядом, если что-то не получается – тогда дети будут открыты друг другу и тебе». Что касается особенностей работы с особыми детьми, то и тут секрет прост: их не должно быть, воспитатель своим примером должен показать, что все одинаковы и все равны. В этом смысле в инклюзивном образовании, по словам Наталии Кречетовой, и заключается главный, высший принцип человеколюбия.

У лучшего воспитателя Кузбасса Наталии Кречетовой есть взрослый сын, семья, дача, где она любит проводить свободное время. Она успевает заниматься рукоделием и готовить новые интересные занятия для своих подопечных, к которым она приходит в 225-й детсад уже третий десяток лет. Отдавая свою жизнь работе с детьми, причём с детьми, которых в обществе, к её сожалению, привыкли называть особенными, она сохраняет оптимизм и интерес к каждому новому дню в профессии и не признаёт эмоционального выгорания, о котором часто говорят педагоги. Главный секрет профессии воспитателя, по словам Наталии Михайловны, один: «Нет «особенных» детей – каждый ребёнок особенный».


Просмотров статьи: 995