Новокузнецкое городское телерадиообъединение

НЕЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

// Автор: Виктория Николаева
// Фото: Мария Коряга

Горожане выступают против повышения стоимости проезда в коммерческом транспорте. Возмущение новокузнечан понятно – цена билета в маршрутных автобусах должна вырасти с 15 июля сразу на 40% – с 18 до 25 рублей.

О намерении увеличить плату за проезд частные перевозчики заявили, напомним, на прошлой неделе (такое право – устанавливать тариф самостоятельно – у владельцев маршруток появилось с вступлением в силу Федерального закона №220 от 13 июля 2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров…»). Своё решение частники аргументировали затратами, которые они несут в рамках закона об обеспечении безопасности на транспорте, а также увеличением стоимости запчастей, горюче-смазочных материалов, необходимостью выплачивать заработную плату сотрудникам в размере, диктуемом Трудовым кодексом. Впрочем, расчёты, предоставленные частными перевозчиками в лице Евгении Корюковой, председателя гильдии перевозчиков, директора НП «АвтоЛайн», оказались весьма умозрительными. Точных экономических выкладок, экономического обоснования столь резкого скачка цены предоставлено не было. Вместо этого Евгения Корюкова поспешила успокоить горожан, заверив их, что это, так сказать, акция разовая: в последующие годы стоимость проезда будет увеличиваться не более чем на один-два рубля.

Что ж, мы, пассажиры, должны, наверное, сказать спасибо и на этом. Но хотелось бы всё-таки знать: за что мы платим деньги? Как складывается себестоимость провоза одного пассажира на транспорте? Откуда взялась именно эта сумма – 25 рублей за поездку? Почему в других городах Сибири владельцы частного транспорта не взвинчивают цену? В Кемерове и Томске, к примеру, билет в маршрутном такси стоит 18 рублей, в Барнауле в зависимости от расстояния – от 17 до 25, в Тюмени и Хабаровске – 22, в Новосибирске, где на линию выходят импортные микроавтобусы повышенной комфортности, – от 22 до 50 рублей. Им что, не нужно заправляться, поддерживать техническое состояние транспортных средств и так далее? И наконец – какие цели преследуют владельцы частного транспорта? Неужели они – те, что стояли у истоков формирования транспортного рынка города, не понимают, что своим решением провоцируют социальный конфликт?..

Между тем Глава города Сергей Кузнецов обозначил свою позицию по данному вопросу. Как он отметил в эксклюзивном интервью телевидению «Ново-ТВ» и газете «Новокузнецк», муниципалитет, несмотря на то что не может вмешиваться в процесс, оставаться в стороне не имеет права. Поэтому администрацией города будут изысканы силы и средства для принятия мер поддержки: в первую очередь это сохранение до конца 2017 года стоимости проезда в муниципальном транспорте на прежнем уровне, увеличение протяжённости автобусных маршрутов, введение дополнительных единиц транспорта на участках с большим пассажиропотоком. Кроме того, при администрации Новокузнецка, сказал Сергей Кузнецов, начнёт работать экспертный совет по проблеме развития транспортной сферы Новокузнецка. И первое заседание совета, в который вошли экономисты, учёные, статисты, представители частных и муниципальных транспортных предприятий, неравнодушные жители, прошло на этой неделе во вторник.  

Обсудили, в частности, экономику и структуру себестоимости перевозки одного пассажира, в которую включаются затраты предприятия на: заработную плату сотрудников, налоговые отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования – 62%; ГСМ, дизельное топливо – 21% (надо заметить, частные маршрутные такси в основном используют газ, который значительно дешевле бензина); ремонт техники – 3,1%; износ оборудования – 1%; аренду имущества – 2%; общехозяйственные расходы (коммунальные услуги, оплата «больничных», покупка спецодежды и прочее) – 10%. Помимо этого при установлении стоимости проезда необходимо учитывать протяжённость маршрута, наличие у предприятия инфраструктуры, период лизинга, размер платежей по кредиту. И только на основе всех в совокупности данных, обратился Сергей Кузнецов к частным перевозчикам, можно дать обоснование заявленному тарифу. «Необходимо, кроме того, сделать запрос в антимонопольную службу на предмет оценки действий частных перевозчиков по принятому ими решению – единогласно повысить цену на проезд в маршрутных автобусах до 25 рублей», – подчеркнул Глава города.

Ситуация в транспортной сфере Новокузнецка, которая сложилась ещё в 1990-е годы, сегодня такова, что 60% перевозок осуществляются коммерческими предприятиями. Больше того, при кажущейся конкуренции в городе, по большому счёту, главенствует одна частная транспортная фирма, являясь, по сути, монополистом на рынке транспортных услуг. Она и задаёт тон, диктует свои условия, формирует политику, в том числе политику ценообразования. Чтобы от этого уйти, в Новокузнецк, очевидно, нужно приглашать перевозчиков из других регионов, создавать тем самым здоровую конкуренцию. И, как сказал Сергей Кузнецов, шаги в этом направлении делаются.

– В рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» Правительством РФ перед нами поставлена задача подготовить три основных документа: комплексную схему организации дорожного движения с учётом улично-дорожной сети, которая у нас постоянно развивается, комплексную схему транспортной инфраструктуры и схему организации дорожного движения с учётом пригорода, муниципального и частного транспорта. Эти документы лягут в основу проведения нового конкурса на право осуществления муниципальных и коммерческих перевозок в 2020 году, – сказал Глава города.

Следующее заседание экспертного совета по проблеме развития транспортной сферы города запланировано на 10 июля.


Просмотров статьи: 1114