ОТВЕЧАЙТЕ КРАТКО
Какие изменения ждут выпускников на ЕГЭ в этом году?
Со времени официального введения в России единого государственного экзамена прошло уже восемь лет, а сдававшие его в качестве эксперимента школьники сегодня уже давно закончили институт и готовят к ЕГЭ собственных детей. За эти годы единый госэкзамен много раз подвергался критике – и со стороны общества, и со стороны чиновников от образования. Столь же многочисленны были и реформы в проведении ЕГЭ, который сам в своё время стал реформой в образовательной системе государства. Однако, пожалуй, таких кардинальных перемен в судьбе единого госэкзамена, как в 2017-м, ещё не было.
Напомним, история «шествия ЕГЭ по стране» началась с идеи присоединения России к Болонскому процессу: разделения высшего образования на бакалавриат и магистратуру, перехода на новые образовательные стандарты. Автором идеи был Владимир Филиппов, возглавлявший с 1998 по 2004 год министерство образования. Для введения Болонской системы необходим был новый способ оценки знаний выпускников.
ЕГЭ убивал двух зайцев сразу. Во-первых, позволял оценивать знания школьников объективно и беспристрастно – тестовая форма экзамена унифицировала перед экзаменом всех – и детей творческих, и «зубрил», и тех, кто отвечает, скажем так, интуитивно, и тех, кто доходит до правильного ответа «дедуктивным методом», с помощью логических приёмов. Во-вторых, ЕГЭ, по мнению Филиппова, уничтожал коррупцию в сфере образования – любой ребёнок с соответствующего уровня знаниями мог поступить в любое высшее учебное заведение страны. Даже в элитарное. И неважно, есть ли у него связи в ректорате.
А ещё выпускникам школ не нужно было сдавать два экзамена за лето – чтобы окончить школу и чтобы поступить в вуз. И торопиться с проваленного экзамена в одном городе на вступительные испытания в другом. Или ждать потерянный год до новой возможности поступить.
Одни плюсы, казалось бы. На деле вышло не просто не так, а совершенно противоположным образом. «Объективную» тестовую форму ЕГЭ обвинили в необъективности. Выяснилось, что есть школьники, знания которых тестами не проверишь – им психологически сложно, и дать верный ответ они могут с большим трудом. А вот представить развёрнутый ответ на вопрос или решить задачу нестандартным способом – пожалуйста. Возмущение общества вызвало и начавшееся в школах откровенное «натаскивание» на тесты. Справедливости ради нужно отметить, что сама структура ЕГЭ и сама форма заданий, их формулировка была несколько непривычна тогдашнему школьнику. И добрая половина подготовительных занятий тратилась на то, чтобы привыкнуть к заданиям ЕГЭ и научиться их «считывать», понимать.
Кроме того, вузы и факультеты творческой направленности – театральные, художественные, литературные – отстояли право отбора абитуриентов по собственным критериям и проведения дополнительных, творческих же, испытаний.
Коррупция, как по закону сохранения энергии, никуда не делась, просто перешла из одной формы в другую. Задания единого госэкзамена – единые, естественно, для всей страны – стали продаваться, заранее публиковаться в открытых источниках уже сдавшими ЕГЭ жителями восточных регионов страны, и школьники из Центральной части России с удовольствием пользовались разницей часовых поясов. И что самое неприемлемое для объективного экзамена – появились липовые «стобалльники».
Как итог – процедура сдачи ЕГЭ, и без того ради объективности максимально строгая, ужесточилась донельзя. Видеокамеры в кабинетах с трансляцией в Интернет, «глушилки» сигналов сотовой связи возле пунктов проведения экзамена, выход в туалет во время сдачи ЕГЭ с сопровождающим до двери учителем... Одно время громко зазвучали требования вовсе отменить ЕГЭ. Однако этого не случилось до сих пор и, как недавно заявила нынешний министр образования Ольга Васильева, не будет. ЕГЭ же продолжает меняться.
Споры вокруг единого государственного экзамена не утихают, параллельно привносятся изменения в итоговую аттестацию выпускников девятых классов, единая промежуточная оценка знаний вводится в четвёртых и восьмых классах, но все реформы последних лет в ЕГЭ, очевидно, можно обобщить в две основных тенденции – это увеличение количества обязательных для сдачи экзаменов и отход от тестовых заданий в пользу создания текстов – устных и письменных.
Что касается первого пункта, то уже в 2020 году выпускникам придётся сдавать не два, как сейчас, а три обязательных предмета – к русскому языку и математике добавится иностранный язык. Буквально две недели назад министр образования Ольга Васильева высказалась по поводу проверки знаний по истории. По её словам, было бы странно, чтобы в нашей стране, имеющей такую историю, можно было не знать этот предмет. «Я, как историк прежде всего, убеждена, что он должен быть обязателен», – цитирует слова министра «Российская газета». Правда, Ольга Васильева отметила, что этот вопрос необходимо сначала вынести на обсуждение.
Важность же проверки знаний, прежде всего по русскому языку, на уровне создания целостных тестов, была осознана в 2013 году, когда написание сочинения по литературе вернулось в качестве допуска к сдаче ЕГЭ.
Сегодня в ЕГЭ по иностранному языку входит устная часть, которую уже «обкатывают» на ОГЭ по русскому в девятых классах. Если эксперимент пройдёт успешно, устная часть может появиться в ближайшем будущем и в едином госэкзамене по русскому языку.
О том, что тестовые задания могут исчезнуть из ЕГЭ по всем предметам, заявил ещё в 2014 году Дмитрий Ливанов, экс-министр образования. Обещание становятся реалиями уже в этом году. Тестовых заданий уже нет в ЕГЭ по русскому, математике, литературе, обществознанию, истории, географии… Задания с выбором одного ответа будут заменены на задания с кратким ответом и на ЕГЭ-2017 по физике, химии и биологии. Причём, как отмечают специалисты, экзамен по физике, в котором нужно будет самостоятельно вписать ответ в виде чисел или слова, может стать самым сложным из всех предметов. В конце января заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев на пресс-конференции «ЕГЭ – 2017: содержание экзаменационных материалов и нововведения» сообщил, что тестовая часть останется в этом году только в едином государственном экзамене по иностранным языкам.
Волна изменений в ЕГЭ и активного их обсуждения на всех уровнях системы образования – от школьников, их родителей, учителей на местах до федеральных чиновников – тем не менее, не избавило общество от поиска новых моделей обучения и воспитания молодого поколения. Сегодня обсуждают и необходимость введения единых учебников по различным предметам – например, по той же истории, и возможное расширение или сокращение списка изучаемых на уроках литературы произведений, и даже оптимальную для развития школьников и успешного усвоения ими знаний форму кабинетов (рассуждениями об этом отметилась на инвестиционном форуме в Сочи вице-премьер Ольга Голодец). Спорят о роли учителя в системе образования вообще и на уроке в частности, об утраченном в обществе авторитете и престиже их профессии, о том, кто должен воспитывать и обучать – всё-таки школа или семья? Последний вопрос, наверное, из разряда вечных, и не один гений от педагогики ломал копья, пытаясь дать на него ответ. Вряд ли и наше общество сможет его отыскать. Однако то, что подобные вопросы сегодня поднимаются и вызывают горячие споры, говорит о внимании взрослого поколения к проблемам тех, кто только садится за парты. С вопроса «Чему учить?», как известно, начинается не только любая методика, но и забота о будущем – будущей культуре, будущей жизни, будущей стране.
Просмотров статьи: 1060