Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ДОКТОР ЛЁКА

Газета «Новокузнецк», выпуск №7 (901)  //  Рубрика: Персона недели

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Мария Коряга

В прошлом номере наша газета рассказала о выставке, которая открылась в окнах Новокузнецкого художественного музея.

На ней представлены рисунки детей-пациентов онкогематологического отделения Городской детской клинической больницы №4. Приурочена выставка к Международному дню онкобольного ребёнка. Среди её организаторов – волонтёрское движение больничных клоунов «Мастерская улыбок». Экспозицию открывала одна из добровольцев движения Елена Одинцова. Сегодня она – персона недели.

 

Визитная карточка.

Место рождения: Новокузнецк.

Образование: Кузбасская государственная педагогическая академия.

Награды: нагрудный знак «За развитие студенческих педагогических отрядов», отличительный знак добровольческого движения «Помогать просто».

Семейное положение: замужем, воспитывает двух маленьких дочерей.

Увлечения: вышивка, путешествия.

Жизненное кредо: «Движение, в чём бы оно ни проявлялось, – жизнь!»

 

«Школу больничных клоунов» 33-летняя Елена Одинцова прошла в Новокузнецком благотворительном клубе два года назад. С тех пор состав выпускников школы поменялся: одни приходили, другие, не выдержав моральной ответственности, уходили. В настоящее время к тяжелобольным детям в онкогематологическое отделение Городской детской клинической больницы №4 постоянно, в одном и том же составе приходят девять больничных клоунов. Это Морошка, СтраГалка, Пчела, Бусинка, Пинки Пай, Горошинка, Радуга, Тася и она – Доктор Лёка. Маленькие пациенты, которых смехом и улыбками лечат больничные клоуны, порой годами находятся в отделении. Поэтому к своим друзьям-пациентам, чтобы отвлечь их от грустных мыслей, а также от планшетов и компьютеров, в которых они прячутся от своей болезни, клоуны стараются приходить каждую неделю. В основном, по выходным дням, ведь все они учатся, работают. Среди клоунов есть и педагог, и налоговый работник, и рабочая предприятия, и сотрудница службы занятости, и воспитатель. Движет ими одно желание – помочь тяжелобольным детям. И потому те, кто остаются в их рядах – люди с открытыми душами и добрыми сердцами. Однажды на одно из мероприятий Елена взяла свою старшую дочку Настю. Девочка потом так определилась со своими впечатлениями о коллегах мамы: «Они все такие доброжелательные, необыкновенные, что стали мне вдруг такими близкими и родными!»

Первый выход Елены в качестве больничного клоуна состоялся два года назад. Подгадали к первому сентября. Устроили праздник для больных детей сначала в холле, а потом прошлись по палатам. Волновались, рассказывает Лена, страшно, хотя и шли к ребятишкам с одной мыслью – не проявлять нарочитую жалость, а стать им друзьями. Постепенно всё получилось. Дети поначалу робко улыбались, потом стали привыкать к общению с этими необычными людьми, и каждый раз с нетерпением ждали их прихода.

– Мы, клоуны, тоже надеваем белые, но только расшитые и украшенные яркими эмблемами и аппликациями халаты. И неспроста. Попадая в больницу, во враждебную, как детям кажется, среду, они начинают бояться людей в белых халатах. Ведь с ними связаны болезненные для ребятишек процедуры. Но отогревая их своими шутками, смехом, разговорами, мы стараемся научить детей воспринимать их не как некое зло, а как людей, несущих им добро. И ещё: клоун обязательно должен быть с красным шариком на носу. Это наш фирменный знак. А также в шапочке, чтобы скрыть волосы. Не только из-за условий санитарии, но и из-за того, что многие ребята после химиотерапии остаются без волос. И очень стесняются этого. Особенно девочки. А мы как бы солидарны с ними, – рассказывает Елена.

Она называет волонтёрское движение больничных клоунов громоотводами боли, ведь не только дети от этого тяжёлого заболевания впадают в депрессию и плачут. Страдают и мамы («Некоторые настолько погружаются в болезнь ребёнка, что им самим требуется психологическая, в том числе наша помощь»). Однажды добровольцы навестили молодую маму, которая долгое время лежала в отделении с больной дочкой-грудничком. Клоуны попытались разговорить, рассмешить женщину, а она расплакалась: настолько ей было больно!..

Для волонтёров нет разницы, идут ли они к ребёнку, подростку или взрослому. Как-то 17-летняя девочка отвергла общение с ними. «Не надо мне клоунады, я уже взрослая!» – парировала она. Но начался диалог, и постепенно девочка втянулась в разговор.

Очень ждёт их прихода четырёхлетняя слепая девочка Настя. Маленькая, заводная, она, лишь заслышав их голоса, радостно кричит на всю палату: «Ой, вот и клоуны пришли!» Не видя, общается с ними, своими друзьями, на ощупь. Поначалу, когда уходили, плакала. Потом вместе с мамой придумали, как её успокаивать: оставляли до следующего прихода либо игрушку, либо конфету.

Определённого сюжета и заготовок у больничных клоунов нет. Всё построено на импровизации. В сумках и рюкзачках хранятся мыльные пузыри, карандаши, воздушные шарики («А вдруг придётся развлекать годовалого ребёнка!»). Работают обязательно парами. Случается, приходят к ребёнку, который лежит после химиотерапии ослабевший и безразличный ко всему: никто ему в это время не нужен, всё его в это время раздражает. Тогда клоуны затевают между собой весёлый диалог. И малыш, забывая о только что прошедшей процедуре, поневоле втягивается в разговор. Как-то, чтобы наладить общение с девочкой-подростком, решили сочинять стихи. 14-летняя девочка поначалу воспринимала такое внимание к ней неохотно. А потом увлеклась и стала искать в Интернете стихи Анны Ахматовой.

– Бывают моменты, когда от моральной и физической тяжести, что переносят эти дети, и самим становится очень тяжело на душе. А тем более, когда узнаёшь, что те маленькие больные, к которым ты недавно приходил, ушли из этого мира. Зато самая огромная награда для нас – видеть, как страдающий от болезни ребёнок, улыбается, – говорит Доктор Лёка.

Больничные клоуны не прочь пополнить свой штат добровольцами. Пока в это волонтёрское движение входят только девушки. Был один парень, но по семейным обстоятельствам он выбыл из клоунского строя. «А нам нужны молодые люди. На мужчин дети очень хорошо реагируют!» – говорит Елена. Благо, больничные клоуны сотрудничают с Прокопьевским театром кукол, что приезжает и показывает детям спектакли. А там есть мужчины-актёры, которые тоже понимают, с какой благородной миссией они приходят в отделение онкогематологии.

Прошедшим летом они, выиграв грант, открыли школу больничных клоунов. Пригласили на занятия более опытных преподавателей из Новосибирска (там это движение было основано гораздо раньше). Привлекли к преподаванию и местных психологов. Нашлись и желающие дарить радость детям, что изо всех своих сил борются со страшным заболеванием.

Семье Елены приходится мириться с её благотворительной деятельностью. И чтобы не «напрягать» близких отсутствием в выходные дни, Лена уходит к своим маленьким «пациентам» ранним утром, чтобы пораньше вернуться. Тем более что в отделении Доктора Лёку, как и других клоунов, уже с нетерпением ждут – те дети, которых по тем или иным причинам на выходные не отпустили домой, чтобы они отдохнули от больничных стен, и которые радостно утешают себя мыслью: «Зато я сегодня увижу клоунов!»


Просмотров статьи: 1340