Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ЗВЕЗДА ЭКРАНА

Газета «Новокузнецк», выпуск №5 (899)  //  Рубрика: Говорим о кино

// Автор: Мария Мачина

11 февраля – 115 лет со дня рождения знаменитой советской актрисы театра и кино Любови Орловой.

Будущая кинозвезда родилась 1902 году в подмосковном Звенигороде в дворянской семье. Её отец Пётр Фёдорович Орлов служил в военном ведомстве, был награждён царскими орденами и медалями. Мать Евгения Николаевна Сухотина происходила из старинного дворянского рода. Родители надеялись, что дочь станет профессиональной пианисткой, и когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу. В гостях у семьи Орловых часто бывал Фёдор Шаляпин. Именно он первым разглядел талант Любы и сказал, что её ожидает актёрская слава в будущем. В 1919 году Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию по классу рояля, но из-за возникших в семье денежных затруднений не смогла её закончить. После она поступила в Московский театральный техникум на хореографическое отделение и параллельно стала брать уроки актёрского мастерства у режиссёра Художественного театра Е.С. Телешовой.

В 1920-е годы Люба давала уроки игры на фортепьяно детям, а после уроков бежала в кинотеатр «Унион», где подрабатывала тапёром, сопровождая своей игрой на пианино немые фильмы. Тогда ни она сама, ни зрители в зале не могли предположить, что вскоре ей предстоит оказаться по ту сторону экрана.

В 1926 году, после окончания техникума, Любовь Орлова была принята в Московский музыкальный театр, которым руководил Владимир Немирович-Данченко. Там она играла в основном в эпизодических ролях. Но её талант заметили, и в 1932 году Орловой дали главную роль в оперетте Жана Оффенбаха «Периколь».

Дебютом в кино стало исполнение роли Эллен Гетвуд в немом фильме Бориса Юрцева «Любовь Алёны» (1933). Далее – роль Грушеньки в картине «Петербургская ночь» (1934) режиссёра Григория Рошаля. Это была одна из первых экранизаций произведений Достоевского, поставленная ещё в эпоху немого кино.

Поворотным моментом в творчестве Орловой стала её встреча с режиссёром Григорием Александровым. Он увидел её спектакль в Музыкальном театре и предложил роль в своей картине, для которой как раз искал актрису. Это был фильм «Весёлые ребята» – первая музыкальная кинокомедия, снятая в 1934 году в СССР. Изначально чиновники от культуры фильм запретили, но картину показали Сталину, и он фильм одобрил. У зрителей «Весёлые ребята» имели большой успех как в СССР, так и за рубежом, где картина демонстрировалась под названием «Москва смеётся». А Любовь Орлова в одночасье стала звездой. И снималась теперь только у Григория Александрова, за которого вышла замуж ещё во время съёмок «Весёлых ребят». Следующим фильмом был «Цирк» (1936) по сценарию, основанному на пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка». И вновь огромный успех. Орлова стала одной из самых популярных и любимых актрис конца 1930-х – начала 1940-х годов. Все женщины хотели быть похожими на Любовь Орлову. Песни, которые пела Орлова, пела вся страна.

В 1938 году Орлова играет письмоносицу Дуню в фильме «Волга-Волга», в 1940-м – ткачиху Таню в картине «Светлый путь», в 1947 году – две роли: профессора Никитиной и актрисы Шатровой в комедии «Весна», в 1949-м – роль журналистки Джанет Шервуд (фильм «Встреча на Эльбе»). В годы войны Любовь Орлова снялась в боевом киносборнике и выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах.

Героини Орловой были разными по характеру, специальности, образу жизни, но все они были энергичные, обаятельные, оптимистичные и весёлые – люди нового времени. Её фильмы напоминали красивые сказки со счастливым концом, которые происходили как бы в реальной жизни и, казалось, могли произойти с каждым. Они были близкими и понятными миллионам зрителей.

В 1955 году она стала актрисой Академического театра имени Моссовета. После 1960 года Орлова практически не снималась в кино.

В 1974 году был снят последний фильм с участием Любови Орловой «Скворец и Лира», который так и не вышел в широкий прокат.


Просмотров статьи: 1096