СУДЬБА РЕЖИССЁРА
4 февраля – день рождения знаменитого российского и советского режиссёра дореволюционной формации Якова Протазанова
Он родился в 1881 году в Москве, четвёртым ребёнком в купеческой семье. Его отец Александр Саввич был потомственным почётным гражданином Киева, служил в фирме известных русских промышленников братьев Шибаевых. Мать Елизавета Михайловна была коренной москвичкой, выпускницей Елизаветинского института благородных девиц.
В 1900 году Яков окончил Московское коммерческое училище и собирался поступать в петербургский Политехнический институт, но в это время его семья разорилась. Протазанову пришлось самому зарабатывать на жизнь.
В 1904–1906 годах он путешествует по Европе и занимается самообразованием. В 1907 году, после возвращения на родину, Яков Протазанов устраивается переводчиком к испанскому оператору в одну из первых московских кинофирм «Глориа». Протазанов не только переводил, но и пробовал себя как актёр и сценарист. За первый свой сценарий «Бахчисарайский фонтан» он получил 25 рублей – сумму по тем временам немалую.
Режиссёрская судьба Якова Александровича началась, можно сказать, случайно. В 1911 году в Киеве, когда съёмочная группа отдыхала после съёмок, актёр Владимир Шатерников с большим чувством спел «Песнь каторжанина». Содержание песни показалось Протазанову готовым сценарием. Он тут же карандашом набросал одноимённый сценарий, который был куплен студией. Руководство студии Протазанову и поручило постановку картины. Картина оказалась удачной. Так Яков Протазанов стал режиссёром.
До революции Протазанов успевает снять 73 картины. Хозяева фирмы требовали выпускать не менее одного фильма в месяц. В основном это были коммерческие постановки. Несмотря на это, важное место в его творчестве занимали экранизации литературных произведений. Протазанов в работе ориентировался на метод Станиславского, тщательно разрабатывал психологию и поведение своих героев. Среди наиболее популярных фильмов, снятых Протазановым, экранизации таких шедевров, как «Война и мир» Льва Толстого, «Анфиса» Леонида Андреева, «Бесы» Фёдора Достоевского, «Пиковая дама» Александра Пушкина, «Отец Сергий» Льва Толстого.
В 1920 году Яков Протазанов вместе с группой актёров и режиссёров эмигрировал в Европу и работал во Франции, Германии, в кинофирмах Пате, Гомон, УФА, где снял ряд неплохих фильмов.
В 1923 году Протазанова уговорили вернуться в Москву, где он сразу же приступил к съёмкам «Аэлиты» по роману Алексея Толстого. Премьера фильма наделала много шума. Как это часто бывало с картинами Протазанова, критика сердилась, а публика штурмовала кассы.
После фантастики Яков Александрович решил обратиться к современности и в 1925 году снял первую художественную картину о Ленине – «Его призыв». Среди немых фильмов тех лет режиссёром были сняты блестящие комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Праздник святого Йоргена» (1930) и другие, которые пользовались большим успехом у зрителей.
Следующие фильмы Протазанова были уже звуковыми. Наиболее яркие – «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936) по пьесе Александра Островского. Картина «Бесприданница» стала одной из лучших советских экранизаций классической драматургии. Фильм с триумфом демонстрировался на экранах страны, а на всемирной выставке в Париже в 1937 году получил золоту медаль. Последними работами режиссёра стали историческая картина «Салават Юлаев» (1941) и комедия «Насреддин в Бухаре» (1943).
Яков Протазанов придавал большое значение выбору актёров и проложил дорогу в кино многим талантливым исполнителям, среди них – Игорь Ильинский, Вера Марецкая, Михаил Чехов, Николай Баталов, Михаил Жаров и многие другие.
Отдав кинематографу 36 лет жизни, Протазанов снял более 100 картин. Его фильмы привлекают отточенным мастерством режиссуры, интересными сюжетами и превосходной игрой актёров. А главное, они выдержали самое строгое испытание – проверку временем.
Просмотров статьи: 1079