Новокузнецкое городское телерадиообъединение

СИМВОЛ ВРЕМЕНИ

Газета «Новокузнецк», выпуск №51 (893)  //  Рубрика: Мы здесь живём

// Автор: Юлия Ким
// Фото: Мария Коряга

Мы продолжаем рассказывать об известных и необычных домах города – о том, как они создавались и как сегодня в них живут.

Пожалуй, в каждом городе, где есть здание с часами на фасаде, оно считается местной достопримечательностью. Зачастую так оно и есть: дома с часами, как правило, строения необычной архитектуры, которые «узнают в лицо» все горожане. Возведение таких домов – указателей времени – это целая история в архитектуре, от возведения башен с часами на главных площадях в те времена, когда личных часов ещё не существовало, расположения циферблатов на центральном административном здании города, дабы они возвещали о начале общегородских мероприятий, до использования уличных часов как чисто декоративных элементов на фасаде жилых зданий. «Дом с часами» в стиле сталинского ампира на улице Ленина, 43 в Новокузнецке стал одним из символов не только района, но и города. К открытию Года Кузнецкого района и в преддверии 400-летия Новокузнецка мы побывали в этом доме.

 

Пётр Лизогуб, краевед, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея по научной работе:

– Если говорить о предыстории возведения этого дома, надо помнить, что Старокузнецк не входил в генеральный план развития Сталинска, который составлялся ещё в довоенное время, в 1930-е годы. Эта территория тогда рассматривалась архитекторами как отдельная часть, появлялись определённые проектировочные задумки, но они предполагали размещение здесь различных промышленных предприятий. Но схема строительства так и не была согласована – вступили в противоречие интересы сразу нескольких наркоматов, до 20 ведомств претендовали на площадки на территории правобережной части Сталинска. Война внесла свои корректировки, связанные с оборонными нуждами, а уже по окончании войны появилась возможность планирования гражданского строительства. Старая часть Старокузнецка, частный сектор до ликероводочного завода, не подверглась разработке, а продолжение улицы Ленина в восточном направлении было селитебной территорией, представлялось архитекторам перспективным и привлекательным для застройки.

На первом, послевоенном этапе возведения строений над ними работали ленинградские архитекторы. По линии ленинградского отделения «Гипрогора» начинается проектирование кварталов, которые на современной карте города образуют улицы Смирнова и Ленина. Архитекторы Кокин, Левитан, Ростовский начинают составлять проекты застройки зданий по красной линии квартала.

Тогда же Сталинский алюминиевый завод по согласованию с министерством цветной промышленности даёт задание проектной мастерской под руководством Шведова, которая входила в состав «Гипроалюминия» (Государственного института по проектированию предприятий алюминиевой, магниевой и электродной промышленности), разработать проекты клуба (сейчас мы называем его Дворцом «Алюминщик») и жилого здания для работников завода. Непосредственно эта работа была возложена на молодого тогда архитектора Леонида Васильевича Лужбина. Эскизный проект здания клуба был составлен ещё в 1948 году, одновременно Лужбин запроектировал рядом с клубом жилой дом, который поместил на пересечении улиц Смирнова и Ленина. Это четырёх-пятиэтажное здание: четырёхэтажные крылья дома и пятиэтажная угловая секция, которую, к тому же, должна была венчать башенка, поскольку дом замыкал перспективу улицы Ленина и должен был продолжить ту высотность, которую задавало здание клуба. В 1951 году строители приступают к возведению этого дома, одновременно начинается рытьё котлована под клуб. Строительство последнего шло ни шатко ни валко, дом же был возведён в короткие сроки, можно сказать, с опережением. На правобережной части города строительством тогда занимался трест «Кузнецктяжстрой», одно из строительных управлений которого в днеабре 1953 года сдало государственной комиссии этот дом. Вскоре горисполком подписывает соответствующее распоряжение, и дом начинают заселять. В основном квартиры предназначались для работников алюминиевого завода, десять же процентов жилфонда «забирал» себе город. На первом этаже здания, по правилам тех лет разместились торговые заведения.

Конечно, дом интересен своей архитектурой. Как и большинство зданий Кузнецка района, построенных в это время, оно отличается известной сдержанностью пластичных форм, хотя и имеет все характерные черты так называемого «сталинского ампира». Наибольший интерес, безусловно, представляет центральная часть здания, пятый этаж, увенчанный надстройкой-башней, где размещаются часы. Башня также украшена архитектурными элементами, которые отсылают нас к прибалтийским сюжетам, ассоциируются, возможно, с Ласточкиным гнездом, чем-то воздушным, сказочным и экзотичным. При этом здание достаточно органично вписывается в городской ландшафт, в чём, конечно же, заслуга талантливого архитектора.

Благодаря центральному элементу в виде часовой башни здание получило в обиходе именование «Дом с часами». Хотя самими часами он обзавёлся не сразу. Здание сдали в 1953 году, а часы появились на нём только в 1957 году. Циферблаты выходят на три стороны (кроме дворовой), часовой механизм изначально был установлен не в самой башне, а в правом крыле клуба алюминщиков – посчитали, что это более практично с точки зрения эксплуатации. В самой башне находились основные движущие механизмы, которые были убраны в ходе реконструкции в 1970-х годах, и башня оказалась фактически пустой.

Дом на Ленина, 43 долгое время был самым большим зданием в Старокузнецке. Дворец «Алюминщик» с жилым домом и оформленным пропилеями входом в сад Алюминщиков стал единым архитектурным ансамблем, украсившим улицу Ленина и акцентировавшим центр района.

 

Светлана Миронова, жительница дома:

– Наша квартира находится на пятом этаже, под башенкой с часами. В эту квартиру много лет назад въехали родители мужа, а мы с мужем начали здесь жить через некоторое время после того, как поженились. Сегодня мы считаем себя «хранителями времени», потому что механизм от часов находится практически у нас под дверью.

Особых звуков от часового механизма мы не ощущаем, только слышно, как тикают отдельные часики-механизм. Ещё слышно, когда переводят стрелки на часах – своеобразный гул раздаётся. Сама башня с часами внутри почти пустая, площадь её примерно сорок квадратных метров, а в высоту она не менее семи метров. В таком большом «кубе» только короба с механизмами от циферблатов, под потолком по периметру – настил, по которому проходят наладчики от одних часов к другим, к ним ведут лесенки. Ещё одна большая лестница с перекладинами ведёт на крышу башенки. Лежат сейчас здесь буквы «С Новым годом!», которые когда-то размещались на фасаде. И всё. В башню очень любят пробираться голуби и другие птицы, некоторых мне даже приходилось выхаживать.

Квартира наша, действительно, занимает весь пятый этаж. Но окна выходят только на две стороны, другие две стены глухие, потому что они выходят на двускатные крыши крыльев дома. Но в общем-то, считаю, всё это не так важно. Главное, с кем ты живёшь, а не где ты живёшь.

 

Михаил Таскаев, инженер-наладчик:

– Я обслуживаю эти часы уже двадцать лет. Механизм, который сейчас располагается в доме под башней с часами, я перенёс из ДК «Алюминщик» лет пятнадцать назад. Вся система состоит из этого механизма, то есть первичных часов, и трёх вторичных – три механизма располагаются внутри башни, и эти двигатели приводят в движение стрелки циферблатов. По первичным часам я настраиваю точное время, которое уже передаётся во вторичные часы, расположенные в башне. Пока часы стоят – уже месяца два-три: вышли из строя двигатели. Отремонтировать их сложно: такие двигатели, моторы-редукторы, которые использовались в советские времена, сейчас уже не выпускаются, и найти их практически невозможно, это, можно сказать, музейная редкость. Чтобы запустить механизм, нужно отказаться от старых двигателей и заменить их на новые. Найдутся новые двигатели, нужно будет взяться за переделку под них остального механизма, работа предстоит большая. Считаю, что эти часы – душа района: их знают и замечают все, о них говорят как о символе, знаковом месте для Старокузнецка и всего города. Начинается Год Кузнецкого района, и думаю, что будет здорово, если всеми любимые часы на башне вновь пойдут.

 

Евгений Жилинков, житель дома:

– Я переехал сюда в 1976 году, сорок лет назад. После института – свадьба, потом служба в армии, а потом уж с женой сюда, к её родителям, перебрались из другого района. Знаю, что дом построен по чертежам питерских архитекторов. Могу сказать, что дом интересен не только фасадом и внешней архитектурой. Стены в доме в основном деревянные, есть и железобетонные, а весь конструктив держится на кирпичных колоннах. Перекрытия шлакоблочные. В доме было предусмотрено печное отопление, но когда я сюда въехал, печи уже были убраны. На первом этаже был большой продуктовый магазин, от которого остался только флигелёк, где располагался холодильный склад. От него же сохранилось много входов со двора, через них разгружали товар. Надо сказать, что дом удивительно сохранился – конструктивных изменений в нём за шестьдесят лет практически нет! Дом большой  шесть подъездов, в одних по три, в других по четыре квартиры на этаже. Площадки в подъездах большие, каждая чуть ли не с комнату по площади. Потолки, как и во всех «сталинках», высокие – под три метра. Когда-то в одной из квартир на третьем этаже, причём немаленькой, «двушке», находился районный радиоузел: здесь было установлено оборудование, и от дома тянулись провода к другим домам. Сейчас там до сих пор что-то функционирует, возможно, уличное радио.

Стараемся дом поддерживать, пару лет назад взялись на облагораживание двора. Жильцы привезли саженцы, кто какие мог, и высадили. Список получился интересный: здесь и краснолистная яблоня, и несколько кустов дикой розы.


Просмотров статьи: 1624