Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ПОСТАВИТЬ НА КАРТУ!

Газета «Новокузнецк», выпуск №50 (892)  //  Рубрика: Тема недели

// Автор: Татьяна Шипилова

Вопрос экономической целесообразности внедрения автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте Новокузнецке должен быть решён к середине следующего года.

На недавнем заседании комитета Горсовета по развитию городского хозяйства, промышленности и экологии, на котором была рассмотрена муниципальная программа по организации и развитию пассажирских перевозок, из уст Сергея Мартюшова, председателя комитета, прозвучала сакраментальная фраза: «Необходимо наконец-то ввести транспортную карту! Год не можем этого сделать!» И в самом деле, транспортная карта за прошедшие 12 месяцев стала притчей во языцех. Вроде бы она есть, но в тоже время и нет. Да и, собственно говоря, нужна ли она городу и горожанам?

Не в пользу транспортной карты говорят расчёты экономической эффективности внедрения электронного проезда в муниципальном транспорте, которые сделаны специалистами управления по транспорту и связи администрации Новокузнецка на основе данных, полученных от оператора транспортной карты. Им, как известно, по итогам открытого конкурса по внедрению автоматизированной системы оплаты проезда и учёта перевозок пассажиров и багажа на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецка, стал АО «Кузнецкбизнесбанк». И расчёты эти таковы: оператор – коммерческая организация, и одним из его условий при оплате проезда картой является окупаемость проекта. За предоставление своих услуг банк предлагает взимать от каждой транзакции 5% при оплате картой и 1,6% от суммы наличного платежа. При условии, что 50% пассажиров приобретут транспортную карту, а остальные будут расплачиваться наличными, сумма транзакций составит порядка 12,3 миллиона рублей. Затраты на приобретение кассовой ленты обернутся транспортным предприятиям города в 5 миллионов рублей в год. Итого – 17,3 миллиона рублей в год, или 1,4 миллиона рублей в месяц. Деньги немалые! То есть расходы транспортников возрастут в год на 2,5%. Рост убытков, словно снежный ком, повлечёт за собой снижение объёмов перевозок. А это, в свою очередь, повлияет на качество осуществляемых по социальному заказу перевозок, что неизбежно вызовет поток жалоб от жителей города. И потому приходится делать вывод: внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в настоящее время в Новокузнецке нецелесообразно.

Сделаем небольшой экскурс в историю. Изначально проект задумывался с целью проведения детального изучения перевозки и учёта поездок льготных категорий пассажиров по единым социальным проездным билетам. Связано это было с тем, что компенсация выпадающих доходов от перевозки льготников на городских маршрутах производится, исходя из десяти поездок в месяц. На самом деле, по данным мониторинга пассажиропотока, что проводился транспортниками на городских маршрутах, количество поездок оказывалось в два-три раза больше – в среднем 23 поездки в месяц. Это также подтверждается и количеством поездок пенсионеров по проездным билетам (при стоимости разовой поездки в 4 рубля, проездной для пенсионеров по цене 220 рублей предполагает 55 поездок). Таким образом, от предоставления льготного проезда транспортные предприятия Новокузнецка теряют порядка 150 миллионов рублей в год.

Своё «нет» транспортной карте сказал и комитет социальной защиты населения администрации Новокузнецка при обсуждении проекта внедрения социальной транспортной карты. Его представителями было высказано мнение: он не будет жизнеспособен до тех пор, пока не будет отлажена система по выдаче карт и не будет проведена монетизация льгот. Хотя на первом этапе этого социального эксперимента и было решено запустить пилотный проект внедрения транспортных карт на отдельных муниципальных автобусных маршрутах.

Внедрение транспортной карты на коммерческом транспорте также не представляет интерес для большей части – 80% от общего количества предпринимателей. Потеря доходов очевидна! Ссылаясь на экономическую нецелесообразность (что неоднократно обсуждалось на совещаниях с представителями банка), отказываются её внедрять.

Следует отметить и такой факт. Чтобы частным предпринимателям работать без убытков и даже по заниженным тарифам, нарушения трудового законодательства не избежать. Об этом говорят, в частности, проверки работы пассажирского транспорта на линии. В автобусах частных предпринимателей отмечаются многочисленные нарушения по соблюдению труда и отдыха водителей. Кроме того, нарушаются правила трудоустройства водителей и кондукторов, с заработной платы не удерживаются налоги и не перечисляются страховые взносы. Таковы пока последствия этого социального эксперимента, который многое ставит на транспортную карту.

Александр Адамовский, начальник управления по транспорту и связи администрации города Новокузнецка:

– Мы считаем, что транспортная карта, а значит, безналичный расчёт целесообразен, и это – будущее транспортников города.

Несомненно, карта нужна по нескольким причинам. Во-первых, для удобства пассажиров. Во-вторых, для прозрачности поездок: нам необходимо знать, сколько и в какое время ездит в транспорте наибольшее либо наименьшее количество пассажиров льготной категории, в том числе для создания более комфортных условий при поездках. А карта позволит охватить перемещение именно льготников.

На первом этапе внедрения автоматизированной системы оплаты проезда (транспортной карты) на муниципальном транспорте был проведён конкурс и заключён договор с победителем – АО «Кузнецкбизнесбанк». Его целью было провести детальное изучение перевозки и учёта поездок льготных категорий пассажиров по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ). Это связано с тем, что компенсация выпадающих доходов от перевозки льготников на городских маршрутах производится, в соответствии с постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 19.07.2010 №317 «Об утверждении порядка условий предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещение расходов, связанных с их предоставлением», исходя из десяти поездок в месяц. По данным мониторинга пассажиропотока на маршрутах, количество поездок фактически в два-три раза больше – в среднем 23 поездки в месяц. То есть предполагается, что при внедрении транспортной карты пассажир, имеющий льготы, будет вынужден начиная с 11-й поездки оплачивать проезд по полному тарифу. Это вызовет недовольство со стороны людей преклонного возраста, которые, несомненно, заслужили льготу в виде бесплатного (льготного) проезда.

В соответствии с инициативой губернатора Кемеровской области Амана Тулеева с 1997 года действует традиционная акция по предоставлению пенсионерам бесплатного проезда с понедельника по четверг в автобусах городского и пригородного сообщения при предъявлении пенсионного удостоверения. Чтобы не ущемлять в правах старшее поколение, необходимо тщательно проработать схему предоставления данной льготы, чем мы сейчас и занимаемся.

С апреля по сегодняшний день транспортной картой можно воспользоваться на шести муниципальных маршрутах (№5, №7, №71, №61а, №167, №64б), и пока количество пассажиров, пользующихся картой, незначительно. Доля пассажиров, оплачивающих проезд по транспортной карте, в общей перевозке на данных маршрутах составляет от 0,7% до 3,3% (в среднем 1,5%). Роста доходов не отмечено, расходы на комиссию банка за период с апреля по октябрь составили 15,5 тысячи рублей.

На сегодняшний день доля частных автобусов, в которых можно расплатиться за проезд транспортной картой, составляет 20%. Для остальных индивидуальных предпринимателей данный проект не кажется пока привлекательным по причине того, что финансовые потери от внедрения и реализации транспортной карты превышают доходы.

Не секрет также, что у транспортной карты есть свои особенности. Мало того, что она требует дополнительных затрат, существуют и определённые ограничения в её использовании. Например, в дополнительном приобретении. К тому же для обслуживания такой карты в городе пока действуют устаревшие технологии. Кроме того, условия, которые предлагает «Кузнецкбизнесбанк», невыгодны для перевозчиков – значительно увеличивают затраты. И потому в настоящее время мы ведём переговоры с КББ по поводу взаимовыгодного сотрудничества и соглашения о внедрении транспортной карты. Рассматриваются также предложения о сотрудничестве с другими банками, которые предлагают проекты с использованием банковских карт для пассажиров, не имеющих льгот, и более выгодные предложения по оплате процентов за транзакцию.

С комитетом социальной защиты ведутся переговоры по созданию системы выдачи персональных карт для пассажиров, имеющих льготы, это тоже будет иметь дополнительную финансовую нагрузку на бюджет, тем не менее, данный вариант прорабатывается.

Не будем забывать, что каждый пассажир имеет право выбирать, каким способом ему оплачивать проезд: наличным или безналичным способом. Принуждать пассажиров к стопроцентному переходу на транспортные карты мы не имеем права. Это личный выбор каждого.

Сегодня мы изучаем опыт Новосибирска, Томска, Кемерова. Прорабатываем альтернативные варианты использования транспортной карты для того, чтобы это стало выгодно для всех. И, тем не менее, мы не отказываемся от сотрудничества с нынешним оператором и прорабатываем проблему внедрения транспортной карты совместно с КББ. Несмотря на имеющиеся трудности, работа по внедрению данного проекта продолжается.

 


Просмотров статьи: 1355