ПУТЬ К ВЕРШИНЕ
На городском конкурсе «Педагог года – 2016» первое место заняла Ирина Рябова.
Сегодня Ирина Сергеевна Рябова, учитель истории и обществознания гимназии №10 Новокузнецка, персона недели.
Визитная карточка.
Место рождения: посёлок городского типа Синегорье Ягоднинского района Магаданской области. В Новокузнецке с 1991 года.
Образование: Кузбасская государственная педагогическая академия, исторический факультет.
Награды: грамоты и награды от комитета образования и науки Новокузнецка, департамента образования и науки Кемеровской области, первое место в соревнованиях по лёгкой атлетике Кемеровской области, «Педагог года – 2016» в Новокузнецке, победа в номинации «Лучшее учебное занятие».
Увлечения: скалолазание, альпинизм, айкидо, стрельба из традиционного лука.
Жизненное кредо: «Главное – это путь, и нужно находить ценность и радость в каждом дне. Жизнь – путь, важно движение по нему, а не конечная цель».
Будучи историком по роду профессии, она рассказывает, что вся её жизнь пронизана удивительными совпадениями, которые, впрочем, случайными совпадениями и не назовёшь – как вообще всё в истории.
Родилась Ирина Рябова в посёлке Синегорье Магаданской области. Когда она закончила начальную школу и перешла в пятый класс, семья переехала в Новокузнецк. Как-то раз маленькая Ира гуляла за руку с папой возле стадиона. Её заинтересовало непонятное действо: она увидела бегущих по дорожкам стадиона спортсменов. И хотя не поняла, куда и зачем бегут эти люди, очень отчётливо запомнила ту первую встречу со спортом и то место. С этим стадионом судьба столкнула её ещё раз уже в сознательном возрасте – именно здесь, так сложилось, проходили все тренировки юной Ирины, всерьёз занявшейся лёгкой атлетикой. О своих достижениях в профессиональном спорте Ирина Сергеевна упоминает со скромностью, хотя спорт в её жизни занимает довольно большое место. Помимо лёгкой атлетики она занимается скалолазанием и альпинизмом, айкидо и стрельбой из традиционного лука. Такие серьёзные увлечения, по её словам, работе педагогом не помеха, наоборот, спорт вырабатывает сильный характер, который нужен и в жизни, и… в профессии. «Если бы не спорт, определённых черт характера, важных для учителя, мне бы, наверное, не хватало. Это и умение выдерживать сложные, конфликтные ситуации, и конечно, умение добиваться своего, настойчивость», – рассказывает Ирина. А ещё спорт для неё – важная сторона всесторонне развитой личности, коей учитель должен быть обязательно. Кстати, наша героиня также входит в комитет молодёжи Кузнецкого района. Пытаться пробовать себя в разных сферах жизни и добиваться результатов в своём деле – залог успеха учителя, который интересен ученикам и которому есть что им рассказать, считает она и говорит, что, выбрав при всём многообразии возможностей и увлечений педагогику, чувствует себя на своём месте в жизни. «В айкидо есть такое выражение. Каждый самурай идёт наверх, к своей вершине Фудзи. Наверное, я тоже иду к своей вершине, и для меня профессия – это определённое служение – служение детям, служение обществу. Когда чувствуешь значимость своего труда, это даёт много сил», – делится педагогическим кредо Ирина.
На вопрос же, с чего начинался путь в профессию, Ирина Рябова отвечает так: «Ещё в седьмом классе на День самоуправления, проходящем в школе ко Дню учителя, что-то ёкнуло: моё, мне это нужно… Тогда, наверное, и заронился в душу тот росток, который потом пророс и подтолкнул к такому выбору профессии – гуманитарные науки и педагогика». В стены той школы, где этот росток любви к педагогике был посеян, и вернулась преподавать Ирина Рябова. К истокам – в родную 10-ю гимназию (истоки, говорит Ирина, важны для любого человека, недаром любимым периодом в истории она считает Древнюю Русь). Так совпало, школу, в которой она работала, «слили» с гимназией №10, и она стала коллегой своим учителям. В десятый, юбилейный год в профессии, Ирина Сергеевна стала «Учителем года».
Главный метод в преподавании, рассказывает она, это всё-таки общение, беседа, поскольку история в школе – предмет воспитывающий: «Мы изучаем историю через личности, их мотивы, сквозь призму анализа, а не как голые факты. История – гуманитарная наука, о людях, об обществе. Важно вывести детей на правильный путь рассуждений, чтобы они пришли к выводу сами, не заглядывая в учебник». Современные дети сложные, но ведь и общество требует от них сегодня многого: рано определиться со своими желаниями и правильно оценить свои возможности. Учитель, по её словам, должен постоянно совершенствоваться, расти: «Мы работаем с детьми, а значит, нужно всегда чувствовать веяния времени». Она это веяние чувствует, и использует желание современных учеников посидеть на уроке со смартфоном в руках на благо учёбы: результаты тестов, выполненных прямо на экране телефона, с помощью школьного Wi-Fi мгновенно собираются в единую базу для совместного анализа и разбора ошибок на уроке.
Профессия педагога, говорит Ирина Рябова, даёт многое – терпение, умение удерживать эмоции, учит доброте и пониманию того, что ребёнок в первую очередь личность, а потом уже ученик: «Порой по-учительски хочешь скомандовать: «Слушайте меня!», но потом приходит понимание: ребёнок, по большому счёту, тебе ничем не обязан».
Ирине Сергеевне Рябовой предстоит участие в региональном этапе конкурса «Учитель года». Как и на городском этапе, нужно будет представить свой блог, провести методический семинар, а также дать открытый урок, мастер-класс и преодолеть другие конкурсные испытания. Самая активная фаза подготовки к нему, рассказывает Ирина Сергеевна, ещё впереди. Будет ли это для неё той самой «вершиной Фудзи», она не задумывается. Как и не задумывается о том, что её ждёт в профессии через много лет. Говорит, что важен сам путь. И считает себя человеком счастливым – потому что путь приносит удовольствие. Своих учеников она учит верить в себя, мечтать и понимать, что если у нас есть мечта, то у нас есть и внутренние силы на её осуществление.
Просмотров статьи: 1352