Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ПО СВЯТЫМ СЛЕДАМ

// Автор: Анастасия Маликова

Музей-заповедник Кузнецкая крепость организовал паломнический тур – к местам жития трёх святых сибирских старцев Зосимы Верховского, Василиска Сибирского и Петра Томского. Отправились познакомиться с диковинной историей и мы.

Музей-заповедник Кузнецкая крепость организовал паломнический тур – к местам жития трёх святых сибирских старцев Зосимы Верховского, Василиска Сибирского и Петра Томского. Отправились познакомиться с диковинной историей и мы.

Экскурсия наша держала путь к отдалённому селу Краснознаменка. Около двух часов на автобусе от Новокузнецка по асфальту, потом грунтовой дороге через малопроходимые леса, заросшие поля и заболоченные местности. По пути прослушали лекцию от младшего научного сотрудника музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Ксении Колосковой.

Из жития этих святых известно, что Зосима и Василиск прибыли в наши края в 1802 году. Первый был выходцем из древнего и богатого смоленского дворянского рода, успел дослужиться до чина поручика гвардии. Второй – из крестьян, женатый, но отпущенный смиренной супругой вершить монашескую жизнь. Встреча Зосима и Василиска произошла в одном из монастырей, Зосима поступил в ученики к преподобному Василиску. Оба много вместе странствовали. Киев, Крым, Моздок, Таганрог, Астрахань – вот неполная география их скитаний. Получив, наконец, благословение на пустнынножительство (причём именно в Сибирь), не сразу внутренне согласились с избранным для них направлением, попытались было отправиться сначала к святому Афону. Однако сей поход трижды не увенчался успехом. И вот, приняв данное стечение обстоятельств за знак свыше, Василиск и Зосима, наконец, пешком отправились в долгий трудный путь – в Сибирь, к местам, как можно более свободным от иноверцев и старообрядцев. В молитвах и помыслах о даровании подобной земли дошли они до Кузнецкого уезда Томской тогда губернии.

– Когда монахи оказались уже на подходе к Кузнецку, им чуть не пришлось погибнуть от голода и холода, – рассказывает нам Ксения Сергеевна. – Местные жители нашли странников и выходили их. Спустя пару месяцев Василиск и Зосима решают обосноваться неподалёку – они селятся в таёжной глуши примерно в 50 вёрстах от Кузнецка.

Край оказался для жизни весьма благодатным. Здесь были озёра, полные рыбы, леса, изобилующие ягодами и грибами. И плодородная земля. Так что, по признаниям самих святых, не так-то просто им оказалось пустынножительствовать и ограничивать себя во всяких житейских надобностях.

– Василиск и Зосима дали обет молчания, – продолжает наш эксурсовод. – Между кельями протянули верёвку, будили друг друга на ночную молитву, стуча по подвешенному на верёвке грузу. На зиму варили кашу, пекли травяной хлеб и всё замораживали, чтобы зимой еду можно было просто разогреть на печке, не отвлекаясь от богослужений.

Тут надо сказать, что оба старца принадлежали к учению под названием исихазм, предполагавшее постоянное, почти непрерывное чтение Иисусовой, так называемой «умносердечной», молитвы. К ним вскоре стали приходить люди из окрестностей, приносили дары, некоторые просили разрешения пожить рядом, приобщиться к благочестивому образу жизни. Подобная посещаемость вскоре перестала устраивать Зосиму – и он отправился отшельничествовать вёрст за пять подальше от первого поселения.

В 1818 году к старцам (точнее, Василиску) присоединился молодой да рьяный в служении, по свидетельствам современников буквально «сгоравший любовью к Богу», юноша-дворянин из Кузнецка Пётр Мичурин. Испытания молодой человек стал накладывать на себя суровые. Жёстко ограничивал себя в еде – так, что не заслуживал одобрения своего старшего наставника. Научился спать лёжа: «Никогда не перестаю молиться. Не бываю без молитвы даже и тогда, когда память забывается: когда дремлю или сплю. И тогда молитва сама творится, и, пробудясь, чувствую её в сердце». Однажды Пётр ненароком ударил себе топором ногу, долго болел. И вот, прожив всего год в скиту, в возрасте 20 лет окончил свой жизненный путь. Всего лишь год, но именно Пётр, наречённый Томским, был первым из троих отшельников был канонизирован Русской православной церковью.

А Зосима и Василиск, прожив на кузнецкой земле два десятка лет, уже будучи глубоко немолодыми, вернулись в центральную Россию. Они перебрались в Екатеринбургскую епархию и основали там женский монастырь. Зосима Верховский также учредил близ Москвы Троице-Одигитриевскую пустынь, а ещё – написал «Жития» своих друзей преподобного Василиска и Петра Томского.

 

 Церковь Трёх святых – так она и называется – встретила нас воскресным утром на месте былого пребывания сибирских знаменитостей. Нововыстроенная, бревенчатая, похожая на теремок из сказки, с золотой маковкой, возвышающимся над осенним лесом. Экскурсанты сразу попали на торжественную службу, которую вёл сам епископ Новокузнецкий и Таштагольский Владимир. Поэтому-то здесь оказалось так много паломников, прибывших на автобусах и машинах, вместе с детьми, в приподнятом настроении. Погода чрезвычайно благоволила путникам, дарила последнее летнее тепло. А места тут и вправду оказались пригожими, светлыми, умиротворёнными. Рядом нашлось и озерцо, из которого в своё время черпали рыбу святые (живность, как утверждают местные, по-прежнему водится тут в изобилии). В общем, тишина, гармония и полное благолепие...

Удивительно, как быстро здесь, в лесу, отстроили храм и облагородили территорию. Ведь поиски «дислокации» святых начались только в 2010 году, когда к сотрудникам Кузнецкой крепости обратились представители Новокузнецкой епархии Русской православной церкви. Юрий Ширин и Николай Кузнецов по имеющимся в распоряжении данным обнаружили возможное месторасположение скитов. К раскопкам привлекли должных проходить археологическую практику студентов историчесткого факультета КузГПА.

– Когда мы приехали сюда в 2013 году, здесь ничего ещё не было. Просто стоял крест и лавочка, – вспоминает Алина Дубровина, ныне уже старший научный сотрудник-хранитель музея-заповедника «Кузнецкая крепость», а тогда ещё студентка первого курса академии. – Дороги не было, мы пробирались где-то буквально по жердочкам, где-то по деревянным досточкам-настилам. Жили в палатках, работали неделю, но не каждый день, потому что погода была сырая, дожди не всегда давали возможность вести изыскания.

Сначала археологи аккуратно снимали дёрн. Копнули чуть глубже – стали попадаться предметы: множество частичек керамики и цельные сосуды, а также гвозди, иглы, стекло. Затем обнаружилось и местоположение келий – по раскопанным фундаментам (размером метра три на три) и выложенной к ним дорожке из каменных плит.

– На самом деле было очень интересно. Можно считать большим везением, что мы попали на такие раскопки, что нам, студентам-первокурсникам выпала уникальная возможность изучать места обитания именно святых, – гордится своим «боевым археологическим крещением» Алина.

От келий нынче почти ничего видимого не осталось – всё-таки почти 200 лет минуло с момента ухода отсюда старцев. Сегодня жилища их обозначены колышками, да большим деревянным крестом, поставленным в честь теперешних знаменитостей. Кстати сказать, ни второго поселения отделившегося от Василиска Зосимы, ни могилы Петра Томского (по свидетельствам, юноша был похоронен в 20 метрах от первых келий) археологи пока не нашли, хотя разведывательных и исследовательских экспедиций состоялось уже несколько.

 

…А нам пора в обратный путь. По приезду в город экскурсанты посетили дом-музей купца Фонарёва – собственно, выставку того, что было найдено на месте раскопок. Вещи, принадлежавшие старцам, теперь расположились под стеклом – и тут сегодня можно увидеть фрагменты посуды, металлические резные застёжки от книг, кресты, гвозди разных размеров. А также заслонку от печи и топор, которым, возможно, Пётр Томский и повредил ногу… И прочие предметы нехитрого быта трёх сибирских святых.

К сожалению, обещанный мастер-класс по гончарному делу в тот день не состоялся (мастер заболел, что ж, дело житейское).А было бы очень интересно почувствовать себя в роли гончара Василиска. Организаторы в «возмещение морального ущерба» и дополнение к выездной экскурсии провели мини-прогулку по Дому купца Фонарёва, а также пригласили участников посетить все выставки Кузнецкой крепости. Следующим летом, возможно, состоится новый тур по следам сибирских святых – если пожелаете, можно присоединиться.

 


Просмотров статьи: 1504