Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ЗА ПЯТЬЮ ГРАНЯМИ

Газета «Новокузнецк», выпуск №24 (866)  //  Рубрика: Мы здесь живём

// Автор: Юлия Ким
// Фото: Константин Новицкас

Мы продолжаем в преддверии Дня города рассказывать об интересных и знаменитых домах Новокузнецка и о том, как сегодня в них живут

Дома необычной формы – архитектурная и культурная гордость любого города. В Новокузнецке, если задаться целью, таких домов можно насчитать несколько: круглый «дом-шайба» в 13-м микрорайоне и рядом с ним – «дом-клюшка», «Курская дуга» и «малая дуга» на улице М. Тореза в Заводском районе, «дом-полумесяц» на «Белых домах» и другие. Но особняком среди них стоит знаменитый «дом-гайка» на Курако: пятиугольник, или пентагон – одна из самых редких форм зданий, образующая замкнутое пространство внутри себя, – манит своей необычностью и загадочностью.

Пётр Лизогуб, краевед, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея по научной работе:

– В 1936 году был разработан генеральный пан развития Сталинска. Однако стремительный прирост населения и годы Великой Отечественной войны внесли в него существенные коррективы, и в послевоенное время генплан полностью утратил свою актуальность. С 1948 года к разработке нового плана развития нашего города приступает московский проектный институт «Гипрогор». Через два года, в 1950-м, документ был утверждён и определил направления застройки Сталинска в послевоенные годы.

В соответствии с генпланом была проведена и детальная разработка района, который на языке градостроителей назывался «треугольником». Планировалось, что от вокзала пойдут три магистрали – Диагональное шоссе, соединявшее вокзал и площадь Побед (в 1949 году оно получает имя Курако), проспект Молотова (с 1957 года – проспект Металлургов) и Центральная, или Новая магистраль (в 1960 году она получает наименование «проспект Бардина»). Участок между Металлургов, Курако и улицей Суворова и получил название «треугольник» – если взглянуть на карту города, станет ясно, что это жаргонное именование района было оправдано. Этот район в середине 1940-х годов представлял собой хаотично застроенный частный сектор. Здесь тогда располагалось множество улиц, названия которых порой отличались лишь нумерацией, например, улица Максима Горького 1-я, Максима Горького 2-я и так далее. Генплан же предполагал, что «треугольник» должен был стать наиболее презентабельным кварталом с капитальными постройками.

Действительно, его застройка велась по лучшим образцам советской неоклассической архитектуры. Институт «Гипрогор» создал проекты нескольких типов зданий, которыми должна была застраиваться эта часть города. Среди авторов этих проектов был московский архитектор Юрий Израилевич Эпельбаум. Для стиля этого архитектора в числе прочего были характерны домовые секции с выступающими эркерами. Так, пяти- и семиэтажные дома с подобной архитектурной деталью в южной части проспекта Металлургов, примыкающей к вокзалу, построены именно по проекту Эпельбаума. Но самый интересный его проект в нашем городе – дом на проспекте Курако, 16. Оригинальность здания прежде всего – в необычной форме: секции соединены не линейно, а в форме пятигранника. Естественно, оно заняло впоследствии доминантное положение на проспекте Курако.

Строительство этого здания велось с начала 1950-х годов и, поскольку дом большой, по практике того времени в эксплуатацию оно сдавалось по секциям. Заселялся дом, соответственно, также постепенно. К середине 1950-х он был полностью сдан, и Сталинск получил такое оригинальное, интересное в архитектурном отношении здание, ставшее на многие годы архитектурным символом этой части города. Помимо прочего, важно помнить, что в 1950-е годы существовал большой контраст между правой частью Курако, которая в то время застраивалась зданиями в стиле сталинского ампира, или советского неоклассицизма (правда, в его уже заключительной фазе), и левой стороной проспекта, которая долгие годы была застроена бараками, возведёнными ещё в начале 1930-х годов. Такой контраст между деревянными временными постройками и этой махиной, красивым пятигранным зданием на более чем 200 квартир был особенно ярок в 1950-е годы.

Помимо прочего здание на Курако, 16, примечательно своими выступающими этажами – «башенками». В доме две «башенки» на каждом из фасадных углов здания, конструктивно начинаются они на уровне третьего этажа выступающими объёмами и образуют надстройку – шестой этаж-«башенку». Обзор в них – практически 360 градусов.

Уже с того времени дом прозвали «гайкой», и наличие «народного» названия говорит о попадании его в разряд достопримечательностей города. Район «треугольника» застраивался по заказу Кузнецкого металлургического комбината, и, естественно, квартиры здесь давали в первую очередь работникам КМК и связанных с ним предприятий.

Конечно, это жильё было элитным для того времени: квартиры большие по площади, с высокими потолками, улучшенной планировки. Для Сталинска же это здание стало шагом вперёд в архитектурном разнообразии, и оно не утратило своей актуальности до настоящего времени.

Наличие множества архитектурных деталей, декоративных элементов, балконов, вертикальными лентами обрамляющих фасад, лепнины относит дом на Курако, 16, к наиболее ярким образцам советского неоклассицизма в Новокузнецке. С 1954 года начинается переходный период в советской архитектуре – принимается стратегия на поточную застройку городов, индивидуальные проекты уступают место типовым: появляются «хрущёвки». В новой архитектурной реалии места «штучным работам» уже не нашлось…

Галина Полюхова, жительница дома:

– В доме я живу с детства. Двор у нас всегда был очень уютный – и не только из-за его замкнутой формы. Детей было много: практически в каждой семье – по два-три ребёнка. Вместе играли во дворе и ходили в одну и ту же школу. Поначалу, после сдачи дома, двор был не обустроен, мы сами делали клумбы – обкладывали их кирпичами, высаживали цветы. Потом появилась детская площадка – качели, песочница. А между нашим и домом на Суворова, 4, располагалась агитационная площадка: стояла эстрада, скамейки. Там показывали фильмы, устраивали концерты – выступали детские творческие коллективы КМК, да и мы сами в них участвовали, там же проводили собрания.

Были у нас свои достопримечательности. Например, какое-то время из личного транспорта на весь дом была только одна «Волга» и один мотоцикл – с коляской. Существовала такая традиция: владельцы автомобиля и мотоцикла, когда подъезжали к дому на своём транспорте, обязательно брали кататься дворовых детей: делали несколько кругов – по двору и вокруг дома.

Те деревья, которые сегодня есть во дворе, росли вместе со мной. Я помню, как их высаживали. Интересно, что взрослые говорили о намерении создать во дворе фонтан, но всё это так и осталось проектом.

Моя одноклассница жила на пятом этаже в квартире с «башенкой». Мы, дети, ходили к ней в гости почти толпами, на «экскурсию». Это была чудесная квартирка: недалеко от входа, в прихожей – деревянная винтовая лесенка, поднимаешься по ней – и попадаешь в какое-то сказочное царство. Пятиугольная комната, освещённая со всех сторон – столько солнца, столько света!

Ледяная горка во дворе была всегда, сколько помню себя в детстве. На осенних каникулах мы лепили из первого снега крепости, снежных баб. А когда снега становилось много, взрослые сооружали и заливали для нас огромную горку.

Нелли Орлова, жительница дома:

– Старожилов дома осталось буквально четверо, и я в том числе. Я благодарна судьбе, что она забросила меня в этот дом. Наша семья въехала в эту квартиру в 1963 году. Нам предложили на выбор: квартира на Кирова, 10, или здесь, на Курако, 16. В квартире на Кирова была лоджия, а наш ребёнок был ещё очень маленьким – такая конструкция была для него небезопасна, и муж настоял на этом варианте. Квартиру нашу можно назвать учительской квартирой: до нас здесь жил преподавать истории, я тоже педагог.

Необычность этого дома заметна с порога: у каждого подъезда, а их 13, – своё лицо: своя цветовая гамма, да и планировка разная. Входы в подъезды расположены с разных сторон здания: в одни – со двора, в другие – с фасадной части. Есть подъезды с двумя и с пятью квартирами на этаже. И последние (к ним относится и мой подъезд) особенно интересны. Форма площадок в них – полукруг: две квартиры – налево, две – направо, одна – посередине. Площадки необыкновенно просторные. Всегда мы выносили сюда столы и отмечали здесь дни рождения, устраивали поминки. Недавно в подъездах сделали ремонт, и мы стараемся здесь поддерживать чистоту – на подоконниках разводим цветы, а на стенах (есть у меня такая задумка) хочется разместить изображения храмов.

Планировка квартир в доме очень интересная. В квартирах с «башенками» – пятиугольные комнаты со стенами «на угол». Окна здесь большие – почти во всю ширину стен. В одной из квартир в такой «угловой» комнате обустроили сад: заставили весь угол растениями. Квартиры, выходящие в торцы дома, – с огромными лоджиями во всю ширину комнаты. Есть квартиры с небольшим коридором, а есть «длинные», расположенные «в длину» – коридор в них 11 метров, с анфиладой арок. В квартирах огромные ванные комнаты, есть «темнушки» – говорят, они задумывались как комнатки для обслуги. Квартиры просторные – 60 квадратных метров, 80 и 100 – от однокомнатных до пятикомнатных.

Под домом, по всему его периметру, тянется бомбоубежище. Вход в него действует, но он сегодня под замком.

Дом наш очень тёплый, хорошая звукоизоляция. Мне нравится вид из окон моей квартиры: отремонтированный проспект Курако, уходящий в перспективу, часть дома напротив – чистый, уютный уголок.

До сих пор в доме сохранились красивые декоративные детали. Например, лепнина под потолком, перила балконов с причудливыми узорами – такие же когда-то располагались по краю крыши.

Оригинальность, необычность этого дома – почти мистическая – не только в его форме, но даже в числах: 13 подъездов, 5 граней, 5 «башенок». Прожив здесь несколько десятков лет, могу сказать: времена менялись, но в доме всегда была особенная атмосфера. Люди здесь очень дружные, сплочённые, готовые постоять друг за друга и прежде всего за свой дом. Мы понимаем, что вместе должны сделать важное и доброе дело – сохранить этот дом, а значит, историю и культуру города, и передать на бережное хранение потомкам.


Просмотров статьи: 3673