ИСКЛЮЧИТЬ КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Александр Адамовский рассказал о будущем проекта по внедрению транспортных карт в Новокузнецке
В апреле в Новокузнецке стартовал пилотный областной проект по внедрению безналичной системы оплаты проезда в муниципальном транспорте. Специальным оборудованием (аппаратами для списывания средств с электронного счёта пассажира) были снабжены кондукторы автобусов, курсирующих по четырём маршрутам: №5, №7, №64б и №167, подготовлен к внедрению 71-й маршрут (заявка отправлена оператору). Началась реализация населению транспортных карт. Идеальным вариантом развития событий являлось бы оснащение электронным оборудованием всего муниципального пассажирского транспорта и массовое распространение транспортной карты среди пассажиров, а в дальнейшем – по мере экономической готовности инвестора-оператора – постепенное обеспечение картами горожан, имеющих право на льготный проезд.
Однако на пути у проекта встали финансовые разногласия участников. В прессе прошла информация о невыгодности проекта для муниципальных перевозчиков, более того – о риске больших убытков в случае продолжения участия в нём, что повлечёт за собой неприятности как для предприятий, так и для пассажиров. Но о полном отказе от транспортной карты речи не велось, говорилось только о том, что «система не идеальна и требует доработки». Какие конкретно действия должны предпринять заинтересованные стороны для дальнейшего развития проекта, сколько времени на это потребуется и стоит ли вообще эта игра свеч, мы попросили рассказать начальника управления по транспорту и связи администрации города Александра Адамовского.
– Александр Николаевич, с чем связаны заявления об экономической нерентабельности внедрения карт на муниципальном транспорте?
– Они основаны на объективном анализе предварительных результатов работы системы. Надо понимать, что оператор, которым у нас является «Кузнецбизнесбанк», – это прежде всего коммерческое учреждение, и у него, соответственно, определённые интересы участия в проекте. По тем условиям, которые сегодня предложены оператором, за предоставление своих услуг он взимает 5% от каждой транзакции, то есть с каждого купленного с помощью карты проездного билета отчисляется 5% в пользу банка. Мы подсчитали, какие затраты это повлечёт за собой для предприятий, и оказалось, что эта сумма – порядка 1,5 миллиона в месяц. Это непосильная финансовая нагрузка, которая в итоге поставит предприятия «на колени». Конечно, она в теории могла бы компенсироваться за счёт пассажиров путём увеличения платы за проезд, но тогда это в целом поставит под вопрос социальный статус проекта.
– Означает ли это, что муниципальные перевозчики отказываются от транспортной карты или приостанавливают своё участие в проекте?
– Нет, полностью отказываться от системы никто не собирается – проект, я считаю, полезный и нужный. Однако мы настаиваем на изменении оператором своих условий, то есть, прежде всего, снижении процента транзакции до того уровня, который будет приемлемым для наших предприятий. На сегодняшний день к системе подключено пять муниципальных маршрутов, и пока количество пассажиров, пользующихся в них картой, незначительно. То есть пока проект как таковых убытков для нас не несёт. Однако дальнейшее его развитие возможно только при пересмотре банком-оператором своих позиций, их согласовании с интересами перевозчиков и пассажиров.
– А пойдёт ли на это оператор? Ведь, во-первых, предложенная им схема уже была принята по договору, во-вторых, она по каким-то причинам вполне устраивает коммерческих перевозчиков, начавших внедрение карты на полгода раньше городских.
– Мы уже встречались с представителями «Кузнецбизнесбанка», объяснили им свои риски, высказали предложения, и на сегодняшний день договорённость о пересмотре условий достигнута. Оператор готов идти навстречу. В течение двух недель вопрос будет прорабатываться финансистами, и я думаю, что в конечном итоге мы найдём компромисс.
По поводу коммерческих перевозчиков я могу сказать следующее. За всё время действия системы электронного проездного в городе к ней присоединились только два их представителя – это ООО «Автолайн» и ИП Писарев, из 34 коммерческих маршрутов к системе подключено только шесть. Подавляющее большинство коммерческих перевозчиков категорически отказываются от участия в проекте с условием потери 5% – об этом они открыто заявляют на совещаниях, в том числе с присутствием представителей оператора. Им также неинтересно работать сегодня с картами, даже учитывая их безусловную пользу.
– Помимо того, что должна быть снижена процентная ставка, есть ли со стороны перевозчиков и пассажиров ещё какие-то предложения по усовершенствованию проекта?
– Да, система не идеальна, и она требует доработки. Во-первых, нужно выстроить более детализированную работу с пассажиром. Обеспечить доступность карты, создать какую-то специальную службу, которая будет решать проблемы пользования картами – чтобы человеку было куда обратиться для замены карты в случае её потери или неисправности. При этом не тратить на это массу времени, а оперативно получать услугу. Во-вторых, исправить тот момент, на который сегодня много жалуются пассажиры: деньги, сброшенные на карту, поступают на счёт только спустя какое-то время, а это очень неудобно.
– Александр Николаевич, во время этого разговора Вы дважды подчеркнули, что проект по внедрению транспортных карт – полезный. Тем временем с момента начала разговоров о нём до сегодняшнего его воплощения прошло столько времени, что, думается, многие уже и не помнят, зачем возник этот сыр-бор, для чего это вообще всё было нужно городу. Могли бы Вы тезисно обозначить положительные стороны проекта?
– В изначальном варианте проект должен был стать полезным для всех участников: инвестора, перевозчика, пассажира. Пользу для оператора комментировать, думаю, нет необходимости. Муниципалитету проект позволит более эффективно выстроить работу с льготными категориями пассажиров. Система позволит отследить реальное количество льготных поездок и их направления, что в конечном счёте скорректирует объёмы бюджетных субсидий, выделяемых на покрытие стоимости льготного проезда. Чтобы вы понимали: из общего количества пассажиров муниципального транспорта количество льготников достигает 70%. Предприятия получают субсидию из расчёта 10 поездок на одного человека на городских маршрутах и четыре на пригодных в месяц. Понятно, что реальные цифры могут быть в одном случае намного больше, в другом – меньше.
Однако для того, чтобы обеспечить картами льготные категории пассажиров, банку-оператору необходимо параллельное распространение карт среди пассажиров, оплачивающих полную стоимость проезда. В том числе – сотрудничество с коммерческими перевозчиками. Частным пассажирским предприятиям система электронных карт нужна для контроля, систематизации затрат и прибыли.
Пассажиру транспортная карта просто удобна. Имея её, можно не заботиться о наличии в кармане разменной монеты. При распространении карт быстрее будет проходить «обилечивание». Можно дать карту вместо денег детям. И так далее.
Надо ещё принять во внимание, что проект – областного значения. Если мы успешно его реализуем, другие города, возможно, тоже к нему присоединятся. Тогда можно будет пользоваться картой, к примеру, в Кемерове. Кроме того, мы хотели бы найти договорённость с теми соседними областями, в которых проект уже давно работает. В этом плане я считаю интересным сотрудничество с Новосибирском. Было бы неплохо иметь возможность оплачивать проезд картой повсеместно в пределах региона.
Просмотров статьи: 1612