Новокузнецкое городское телерадиообъединение

СОЗДАТЕЛЬ ВОЛШЕБНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Газета «Новокузнецк», выпуск №11 (853)  //  Рубрика: Персона недели

// Автор: Алена Незванова
// Фото: Мария Коряга

Встреча с заслуженным артистом РФ, заслуженным деятелем искусств Республики Крым, главным режиссёром Новокузнецкого театра кукол «Сказ» Юрием Самойловым состоялась 21 марта в профессиональный праздник – Международный день кукольника.

Юрий Алексеевич во время разговора то и дело получал звонки и СМС с поздравлениями от бывших и нынешних коллег, друзей театра. Его однофамилица – молодая актриса Наталья Самойлова – тёплыми словами поблагодарила наставника за совместную работу и неоценимую помощь в постижении секретов профессии, написав: «Вы создали волшебную реальность, мир живой, в нём есть душа, у каждой куклы – индивидуальность, и каждая отдельно хороша!»

Кукольный театр – особая форма творчества, один из древнейших видов искусства, рассчитанный на разную возрастную категорию.

– Он никогда в своей истории не был театром только для детей, – подчёркивает Юрий Алексеевич. – И сегодня в нашем репертуаре есть спектакли для детей и подростков, есть что посмотреть и взрослым почитателям искусства театра кукол.

Режиссёр Самойлов не любит слово «зрители», предпочитая называть приходящих на спектакли почитателями творчества театра кукол – места, где переосмысливаются старые сказки и рождаются новые, создаются чудесные мистерии, поучительные истории, музыкальные потехи и романтические фантазии…

Так, «Серенада», поставленная по мотивам пьесы польского драматурга Станислава Мрожека, завораживает пластикой движения рук актёров, их слаженной игрой в паре при создании образов, переплетением смыслов, интригой, рождением множества ассоциаций; с одной стороны – серьёзностью поднятой темы отношений между полами, с другой – иронией и насмешкой над нашими страхами и домыслами… Забавно со стороны посмотреть на мир абсурда, в котором порой протекает вся наша жизнь, в виртуозном исполнении актёров театра кукол «Сказ».

Среди действующих лиц – гитара, её сочные переливы украшают всё действо спектакля. Уникальный инструмент в стиле кантри под романтическим названием «Чёрный принц» – авторская работа знаменитого ленинградского мастера – уже больше 27 лет принадлежит Юрию Алексеевичу Самойлову, большому любителю исполнить что-либо под перебор гитарных струн. Музыкальное оформление ко многим спектаклям «Сказа» – его рук дело. Он сам пишет музыку к стихам, сам поёт в спектаклях, совмещая иногда совсем, казалось бы, несовместимые вещи. Вот в «Дюймовочке» Самойлов прекрасным голосом исполняет песню на стихи Владислава Ходасевича: «Ну, поскрипи, сверчок! Ну, спой, дружок запечный! Дружок сердечный, спой! Послушаю тебя – и, может быть, с улыбкою беспечной припомню всё: и то, как жил любя…»

В спектаклях Самойлова есть музыкальные произведения на стихи Н. Гумилёва, Д. Хармса и других поэтов. С музыкой у Юрия Алексеевича тёплые отношения: кроме гитары, он играет на двухрядной балалайке, трубе, флейте и фортепиано.

Как автор-исполнитель он дебютировал много лет назад именно в спектакле «Дюймовочка». Тогда нужно было срочно к премьере записать звукоряд, перепробовали голоса многих актёров и своего театра, и драматического, но всё было не то. И когда оставалось совсем немного времени в арендованной студии, Самойлов практически с одного дубля исполнил необходимый песенный материал – сложившаяся безвыходная ситуация мобилизовала все его творческие силы и способности.

Добиваться своего, идти во что бы то ни стало вперёд, надеяться только на свои силы – эта привычка укоренилась в нём с раннего детства, которое было весьма нелёгким. В шесть лет Юрий попал в детский дом, где провёл восемь непростых лет.

– Это была школа выживания, – вспоминает Юрий Алексеевич. – Я был драчун, борец за справедливость. Очень непросто было в детском доме, но зато (улыбается) теперь я всё умею в жизни.

После детского дома учился в СПТУ, на машиниста-тракториста широкого профиля с квалификацией электрика третьего разряда. Работал много, был и помощником комбайнера, и шофёром в госбанке, и пассажиров подвозил к трапу самолёта…

Потом была армия, служил в погранвойсках, в посёлке Каракемир. В этих краях он впервые и столкнулся с театром.

– Нас повезли на спектакль в Целиноград, – рассказывает Юрий Алексеевич. – Увиденная пьеса, по-моему, это был Вампилов, потрясла меня. Я понял: вот где истина, вот где правда – на сцене!

До службы Самойлов окончил ещё и школу конферансье, в армии занимался самодеятельностью, готовил выступления, концерты к праздникам. Отслужив, надумал поступать на кинорежиссёра в Киевский театральный институт, получил направление… и прошёл по конкурсу. Но, выяснив, что ему придётся учиться на режиссёра научно-популярных фильмов, расстроился, забрал документы и поехал с другом в Санкт-Петербург.

Там состоялась его вторая встреча с театром. Друг, пробовавший свои силы на актёра, вылетел с первого тура, и, чтобы как-то поднять себе настроение, они решили пойти в театр музыкальной комедии на Невском проспекте, где шла итальянская опера в куклах.

Это зрелище стало очередным потрясением для Юрия Алексеевича. «Вот это моё», – решил он и поступил на актёрское отделение в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Н.К. Черкасова. А через несколько месяцев педагоги посоветовали попробовать себя в режиссуре.

– Я благодарен нашему бывшему старосте группы Сергею Московцеву, что он тогда поддержал меня. И я, будучи студентом, смог поставить «Золотого осла» Апулея, – рассказывает Юрий Алексеевич. – Мы до сих пор поддерживаем дружеские и профессиональные отношения с этим замечательным человеком. Сегодня Сергей Гаврилович Московцев – директор академического русского театра драмы имени Георгия Константинова в Йошкар-Оле, президент фестиваля «Мост дружбы».

В 1991 году Самойлов, окончив режиссёрское отделение, успел поработать в кукольных театрах Оренбурга, Челябинска, Набережных Челнов, Павловска, пока волею судеб в 1994 году не попал в Новокузнецк.

Город ему понравился сразу, архитектурой напоминал любимый Санкт-Петербург. И вот уже почти 22 года Самойлов предан Новокузнецкому театру кукол, который с его подачи приобрёл не только имя – «Сказ», но и логотип, а также разножанровый репертуар, известность коллектива не только в стране, но и за рубежом.

В 1999 году Самойлов стал инициатором создания Товарищества-объединения театров кукол Сибирского региона в рамках МАСС, в основе деятельности которого лежит равное партнёрство, активная фестивальная деятельность, проведение творческих лабораторий и семинаров. Личных творческих успехов у режиссёра тоже немало. В 2009 году проект Юрия Самойлова «Люди и куклы: играем вместе» получил грант президента РФ. А последние несколько лет при поддержке народного артиста России, нашего земляка Владимира Машкова театр кукол «Сказ» успешно реализует проект «Кукла лечит».

– Театр не заканчивается показом спектаклей, – уверен Юрий Самойлов, – он должен воспитывать и развивать почитателей этого вида искусства, поэтому мы устраиваем поэтические вечера, даём театральные уроки, всеми доступными способами просвещаем подрастающее поколение. Большую роль в этом вопросе отводим школьным педагогам. Если они проникнутся любовью к этому виду искусства, то и дети заинтересуются.

Всё активнее в последнее время в «Сказ» приходит молодёжь. Уже сформировалась целая плеяда импозантных и талантливых актёров и актрис.

У Юрия Алексеевича особый подход к подбору кадров. Он не любит заученности, отрепетированности, предпочитает, чтобы человек раскрывал свой потенциал через экспромт, импровизацию. Ему важна естественная эмоция, непринуждённая подача, находчивость будущего актёра.

– Чтобы дать шанс, мне нужно видеть глаза, – рассуждает режиссёр. – В них должен быть огонёк, желание, какая-то искорка. И, конечно же, человек должен быть трудолюбивым, пахать, не жалея сил своих. Это моё жизненное кредо: знать, чего ты хочешь, и добиваться этого.

Если всё это в молодом актёре есть, то Самойлов ничего не жалеет для его роста – ни профессионального совета, ни рекомендаций для поступления в столичные театральные вузы.

Новокузнецкий театр кукол растёт, развивается, прирастает творческим потенциалом.

– Но вы не представляете, – сетует Юрий Алексеевич, – какая это мука – иметь помещение театра в жилом доме! Под сценой проходят канализационные трубы, которые нет-нет, да и дают о себе знать. А чего стоят жильцы, которые съезжают и вновь заселяются, регулярно проводят шумные капитальные ремонты. К сожалению, и во время дневных спектаклей тоже. Иногда находим общий язык, а иногда и нет… У нас нет репетиционного зала, работаем в фойе...

Безусловно, трудно в таких условиях труппе театра создавать романтические образы и петь серенады. Вот и мечтают уже который год о том, что случится чудо, и достойный творческий коллектив города Новокузнецка обретёт новый дом, который будет соответствовать необходимым требованиям.

А пока «Сказ» подготовил премьеру. Уже в эту пятницу, 25 марта, почитатели Новокузнецкого театра кукол смогут посмотреть музыкальную потеху «Ай да Балда», потому что душа Юрия Самойлова «давно увидела то, ради чего стоит жить, чего стоит добиваться, из-за чего стоит бороться»...


Просмотров статьи: 1285