МАРАЛЫ, НА ВЫПАС!
Окраины Новокузнецка обживают маралы
Не каждый горожанин знает, что в окрестностях города вот уже два года существует маралья ферма.
Я уговорила одного своего знакомого свозить меня к его другу детства, который два года назад привёз из Горного Алтая маралов. Вот еду посмотреть, как живётся этим парнокопытным в наших краях.
Дорога за школой-интернатом №4 резко поднимается в крутую гору. Раньше здесь находилось 4-е отделение совхоза «Еланский». Давно такового отделения нет, остались лишь редкие совхозные бараки. Впрочем, в последнее время здесь стали появляться новые добротные дома – место очень красивое: сразу за жильём начинаются бескрайние поля, а там – и лес рукой подать.
Минуем небольшой скотный двор, впереди хорошо расчищенная дорога, а по её сторонам глубокие, отдающие синевой снега. На многие километры тянется высокий забор. «Для снегозадержания?» – спрашиваю.
– Это ограждение для маралов. Когда их привезли, они из-за перенесённого стресса бросились врассыпную. На снегоходах догоняли и в стадо сбивали. Вот и пришлось ограждения сооружать. Первый год побеги случались. Весной самка прямо через забор маханула и увела за собой ещё двух кавалеров. После гулянья самка вернулась, а кавалеры где-то по тайге бродят, – рассказывает хозяин фермы Сергей Ноздратенко.
Едем в загон. У большого стога сена на пригорке открывается красивейшая панорама. На опушке леса стоят грациозные животные: маралы смотрятся, как на большой цветной картине. Настоящее украшение нашей тайги! Почувствовав нежданных гостей, насторожили уши, прямо стригут ими, и вот-вот готовы сорваться с места. Надо сказать, что это очень пугливые животные. Чуть что – спасаются бегством. Сидим в машине, затаив дыхание, только бы не разбежались…
Не разбежались, узнали хозяина, стоят, ждут гостинца. А гостинцы для них – соль да зерно. Хочу блеснуть своими знаниями по мараловодству. «Я знаю, их выгодно держать, летом сами корм находят, зимой его сами добывают. Да и пасти животных не надо, у них вожак есть», – выдаю я всё, что знаю об этих красивых животных.
– Это так, только какая отдача будет, если бросить их здесь на выживание? Посмотрите, сколько снега нынче, тут до подножного корма и трактором не доберёшься, – говорит Ноздратенко.
Соглашаюсь: правда, снега много. Стоят себе маралы стайкой, жуют с аппетитом сено, заготовленное хозяином по лету, лижут чистый снег, как дети мороженое, а сами всё ушами стригут, как радиоволны ловят. Смешно так…
– Ну и сколько сена за зиму съедают ваши подопечные?
– По три тонны на каждого марала приходится.
– Да ведь это наравне с коровами! – удивляюсь.– Правда, от коров отдача тройная. Молоко, мясо, – перечисляю.
– Согласен. Только с коровами намного сложнее. Тут человеческий фактор важен. Помню, в нашем отделении было 700 коров. Как правило, после зарплаты некому доить, а они, бедные, стоят и мычат в голос. Не раз приходилось самому за дело браться. Я своими глазами видел, как коровы плачут. Даже на бранное слово обижаются, и от брани надои резко снижают. Сегодня деревни опустели, молодёжь разъехалась по городам, а старики, отработав в совхозе по много лет, уже на пенсии. Так что коровами нынче заниматься некому.
Из-за густого тумана выглянуло яркое солнце. На белых от инея берёзах сидят снегири, как яблоки на ветках. Такой красоты я ещё не видела. Как нынче говорят, картина маслом!
Наконец маралы смирились с нашим присутствием. Подставили свои спины под январское солнце и будто спины греют. Надо отметить, эти «пришельцы» гармонично вписываются в наш природный ландшафт. На 60 гектарах земли, из которых 40 – Новокузнецкого района, для животных просто рай. И вода в родниках есть, и травы вволю.
…Мороз крепчал, и греться мы поехали в лечебницу, вернее в здравницу, построенную неподалёку, кстати, уникальную для Кузбасса. И только тут я поняла, что созданная ферма маралов – это далеко не праздное увлечение Сергея Николаевича Ноздратенко. Всё сделано с глубоким смыслом. Ведь здоровье людей, работающих и проживающих в суровых северных или наших сибирских краях, должно поддерживаться на должном уровне. И не обязательно ехать за ним на край света. Вот вам сваренные панты ещё тепленькие! Лечитесь, поправляйте своё здоровье! Здравница неподалёку своя в живописном и экологически чистом месте, да ещё на берегу озера. Двухэтажная гостиница на 25 человек, в которой уже успели отдохнуть и подлечиться более сотни. «Принимали пантовые ванны, фитобочки. В столовой работали лучшие повара Новокузнецка», – рассказывает мараловод. И добавляет: «Китайцы, пронырливый народ, уже интересовались нашей продукцией. Но мы ею не торгуем, хотя она очень ценится. Сами освоили технологию переработки пантов, изготовили специальное оборудование. Сейчас отвариваем панты и отправляем в глубокую заморозку. С весны снова начнём проводить лечебные процедуры».
Кстати, что представляют собой панты? Это находящиеся в стадии роста, ещё покрытые кожей рога маралов. Ценность их в том, что они содержат биологически активные и минеральные вещества, из которых формируются рога. В советское время за один килограмм консервированных пантов, идущих на экспорт, страна выручала 700–800 долларов. Сейчас цены значительно упали, проявилось много конкурентов. В настоящее время ведутся активные разработки препаратов из пантов, которые всё шире используются в медицинской, фармакологической и пищевой промышленности. Значит, у Сергея Николаевича и его помощницы – дочери Оксаны – впереди огромные перспективы.
– Вот здесь у нас озеро, рыба хорошая водится, даже хариус, а он – показатель наичистейшей воды. Видите, две горы рядышком, там между ними речушка бежит. Планирую водопад сделать, подсветку установить. А вдоль берега, по березняку, домики деревянные построить. В них можно будет семьями отдыхать, – рассказывает заводчик маральей фермы.
Сергей Николаевич Ноздратенко из поколения шестидесятников… Крестьянский сын, который когда-то получил 60 гектаров земли и стал на ней трудиться в поте лица. И вот сегодня он, пусть ещё некрепко, но стоит на своих ногах. Не сорит заработанными деньгами на отдыхе за границей, а вкладывает в дело на своей земле.
– Сергей Николаевич, с вашими заботами и планами как спится?
– Никак. Если днём час-полтора вздремну, то хорошо. Спать некогда, дел много. Пока зима, технику к посевной подготовить надо, к сенокосу. Косим в основном в неудобицах. Технику туда не подгонишь, много вручную делать приходится. Вчера у меня в хозяйстве гости были из Таштагола, удивились, мол, маралы сами себя кормить должны, а ты им сено заготавливаешь, зерно. Вот тут и выяснилось, почему у меня выход пантов намного больше.
Думается, придёт время, и благодаря таким, как Сергей Ноздратенко, не только юг Кузбасса, но и вся область будет богатеть маральими стадами.
Просмотров статьи: 1385