Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ВЫШЛИ В ЛЮДИ

Газета «Новокузнецк», выпуск №6 (848)  //  Рубрика: Культура и жизнь

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Фото автора

В Новокузнецком художественном музее открылась фотовыставка «Алтай. Природа. Староверы», посвящённая жизни старообрядческих общин

Идея фотопроекта принадлежит директору группы компаний «Алтай. Староверы» Александру Холмогорову. Руководителем проекта стал известный московский фотограф Олег Каплин, который и определил художественную направленность выставки. Авторы работ – как профессионалы, так и любители из разных городов страны.

В экспозиции представлено 50 фотоснимков, рассказывающих о сообществе людей, сумевших сохранить свою веру в первозданном виде, – старообрядцах, которые в годы гонений переселялись подальше от столицы, в том числе в Сибирь.

На снимках можно увидеть и красоту первозданной природы, и красоту человеческого духа. Центральное место в экспозиции занимает портрет духовного человека – старовера. В частности – отшельницы Агафьи Лыковой, которая и по сей день одна проживает на своей заимке в хакасской тайге.

Несколько лет назад мне посчастливилось побывать в гостях у этой странной и удивительной женщины. Агафья мужественно и стойко переносит все невзгоды, доставшиеся ей по судьбе, и не желает покидать свою заимку, свой отчий дом, рядом с которым покоятся её родители, братья и сёстры. Здесь она самостоятельно возвела лабаз, соорудила первую, довольно неказистую, избушку (в строительстве второй, более основательной, ей помогали геологи). Сама выложила русскую печь, наткала половиков и с помощью одной лишь иголки (пользоваться швейной машинкой, говорит, старообрядцам не положено по вере), сшила три фланелевые рубашки-косоворотки с кручёным поясом – для президента Владимира Путина, губернатора Кузбасса Амана Тулеева и главы администрации Таштагола Владимира Макуты. Это была её благодарность за то, что в суровую зиму не дают ей пропасть от голода.

Конечно, она и сама пытается заготовить на зиму припасы. У отшельницы есть свой огород и даже небольшая дача, что расположена на самой верхотуре горы, у подножия которой и находится Агафьино жильё. Она даже пыталась вырастить на дачных сотках из косточек сливовые деревца. Там, на дачном участке, стоит маленькая избушка, в которой можно заночевать, сквозь щели крыши пересчитывая на ночном небосклоне огромные звёзды. На огороде Агафья выращивает картошку, капусту, свёклу – необходимый овощной набор для борща. А ещё овёс, пшеницу и даже… коноплю, из зёрен которой получается очень вкусная каша (расспросите своих бабушек и дедушек: конопляное масло было одним из самых вкусных и популярных в их «наивные, не избалованные цивилизацией» времена). Воду отшельница берёт из горной и бурной речки под названием Еринат, что в переводе с тюркского обозначает «дикий конь». Вода реки, берущей начало в горных ледниках, не тающих даже летом, настолько холодна, что порой сводит руки и зубы, если черпаешь её ладонями и пьёшь. Здесь же, на берегу, располагается летняя кухня отшельницы, где она моет чашки, ложки, чистит прибрежным песком кастрюли и чугунные сковородки.

Чуть ниже по течению Агафьей сооружена запруда из гибких ветвей ивняка, с помощью которой она вылавливает «царскую рыбу» – крупного и не очень хариуса. Работники Хакасского заповедника, на территории которого проживает Агафья Лыкова, ей это рыболовное, в некотором смысле отдающее браконьерством дело разрешают. Ведь отшельница здесь – своя, местная жительница. Тайга – её родная вотчина. И рыба для неё – один из главных продуктов питания. К слову, зубы у Агаши, как называют отшельницу вертолётчики, в её 70-летнем возрасте белые и крепкие. «Проволоку перегрызёт!» – с восхищением говорят геологи. А всё от того, что с детства питается чистой, природной пищей. Продукты из магазина со штрих-кодом Лыкова не принимает, называя код «сатанинской меткой». А вот крупы и овощи – ту же капусту, которая в том году, когда мы побывали у неё с визитом, не уродилась, берёт охотно.

Выловленную рыбу Агафья солит и сушит в своём особом «рыбном лабазе», который охраняет верная псина. Случается, аромат слегка подтухшего хариуса витает над всей округой, привлекая к этим местам хозяев тайги – медведей. На этот случай у Агафьи есть берданка, из которой она палит, как заправская охотница.

Характер у Агафьи Лыковой – нордический. Она не терпит возражений и требует от своих помощников, чтобы всё исполнялось так, как она наказала, потому и не уживаются у неё молодые женщины, которых одно время присылали ей родственники-старообрядцы с «большой земли», жители Таштагольского района.

В последнее время Агафья охотнее стала фотографироваться, хотя по вере старообрядцам это не разрешено. Староверы считают, что фотообъектив крадёт душу человека. «Фотографироваться нам не можно!» – обычно качает головой Агаша. Но если снимающие позволяют ей смотреть в сторону, а не в камеру, фото сделать она разрешает.

На открытии экспозиции присутствовал автор проекта «Алтай. Природа. Староверы» – Александр Холмогоров, который по окончании ГИТИСа работал в театре режиссёром, затем рабочим разных профессий. Двадцать лет назад он организовал «Фонд поддержки строительства Храма Покрова Пресвятая Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви», где работает и по сей день. Выставка, рассказывающая о духовной жизни и быте старообрядцев, до Новокузнецка экспонировалась в Барнауле, Москве, Великом Новгороде, Владивостоке, Мурманске, Омске, Томске, Междуреченске, Новосибирске. На открытии состоялся концерт духовной музыки «Песнь православной зимы», в котором принял участие хор певческих старообрядческих приходов Сибири под управлением Александра Емельянова. Так что ещё одно закрытое, живущее на окраине цивилизации и бережно хранящее свои традиции сообщество стало для новокузнечан немного ближе и понятнее.


Просмотров статьи: 1239