На волне инноваций
В Новокузнецке завершились XVII Городские дни науки
На этой неделе в России отметили сравнительно молодой, но масштабно отмечаемый праздник – День российской науки. И хотя формально он принадлежит к торжествам профессиональным, к празднованию этой даты причастны не только научные коллективы, но и те, кто наукой увлекается, и те, кто пользуется плодами достижений учёных.
Врезка: Первоначально 8 февраля отмечали лишь работники Академии наук – это был день её основания в 1724 году. А в июне 1999 года президент Борис Ельцин установил новый праздник, праздник отечественной науки.
В Новокузнецке этот праздник традиционно открылся Городскими днями науки, в рамках которых педагоги смогли обсудить актуальные вопросы образования. В 17-й раз мероприятия прошли на базе Института повышения квалификации и в этом году отличились своей масштабностью. Школьники поучаствовали в гуманитарном семинаре московского гостя – профессора РГГУ Сергея Лавлинского, а учителя получили возможность задать вопросы учёным из разных городов России.
Торжественное открытие Городских дней науки, объединившее представителей высшей школы, учёных, руководителей образовательных учреждений и педагогов Новокузнецка, состоялось в понедельник, 8 февраля, однако фактически обсуждение их главной темы – профессионального совершенствования педагогов – началось ещё в конце января. Заочное «Интервью с учёным» – новая форма работы участников Дней науки в Новокузнецке. Учёные – специалисты в области управления образованием из Москвы, Санкт-Петербурга и Томска отвечали на вопросы педагогов Новокузнецка о том, каким должно быть профессиональное развитие современного учителя. А без совершенствования педагогов, без формального и неформального повышения ими квалификации, по словам организаторов мероприятия, невозможно успешное развитие системы образования. И так же, как и для учеников, для учителей в их непрерывном образовании необходим индивидуальный подход.
– Сегодня важно развивать муниципальную систему образования в инновационном режиме с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов и новых требований к педагогу, – отметила Нина Недоспасова, директор МАОУ ДПО ИПК. – А требований этих сегодня много. Новые профессиональные стандарты уже приняты, они определяют, что современный педагог должен знать и уметь. Сегодня, в отличие от Дней науки прошлого года, мы говорим не просто об инновациях в образовании, а об их взаимосвязи с профессиональным ростом педагога.
Инновации для новокузнецких учреждений только внедрением новых стандартов – для учителей и учеников – не исчерпываются. На разных площадках города сегодня разрабатываются и внедряются проекты, которые потом берут на вооружение педагоги и воспитатели других школ и детских садов. Так, экспериментальными площадками федерального уровня являются детско-юношеский центр «Орион» (базовая института педагогических исследований одарённости детей РАО), центр «Меридиан», детский сад №210 и средняя общеобразовательная школа №41 (экспериментальные площадки ФИРО), а также школа-интернат №19, детский оздоровительный лагерь «Сибирская сказка» в селе Костёнково. Кроме того, более 30 образовательных учреждений имеют статус региональной инновационной площадки, около 60 учреждений реализуют 16 муниципальных инновационных проектов. Направления работы – от реализации ФГОС и создания здоровьесберегающих технологий до проектирования новых образовательных систем.
– В нашем городе порядка шести тысяч учащихся и воспитанников и более 600 педагогов вовлечены в инновационную деятельность. Нужно сказать, что и педагоги, и руководители образовательных учреждений, которые являются экспериментальными площадками, имеют качественно иной, более высокий профессиональный уровень. И это достижение нашего города, – отметила Елена Нагрелли, проректор по научно-методической работе Института повышения квалификации.
Платформой для обмена опытом применения инноваций, также уже традиционной для города, стал Фестиваль инновационных идей, открывшийся во вторник, 9 февраля. Школы, детские сады, центры детского творчества провели для коллег мастер-классы, круглые столы, семинары, педагогические мастерские.
Темы разработок новокузнецких педагогов и руководителей образовательных учреждений разнообразны. Учителя создают и защищают инновационные проекты в области конкурсного движения молодых педагогов, ученического самоуправления, работы с одарёнными детьми, здоровьесбережения. Активно осваиваются новокузнецкими школами возможности, которые даёт использование информационных технологий. Так, одна из творческих групп, в которой объединились в том числе гимназия №44, лицей №76 и средние школы №65 и №67, разрабатывает направление «Учебные сетевые проекты» – осваивает возможности социальных сетей и блогов в повышении квалификации педагогов.
Основное новшество в образовательной среде сегодня – Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Как развивать воспитанников дошкольных учреждений, обучать и воспитывать школьников в условиях новых требований к образованию – своими знаниями об этом в рамках Дней науки смогли поделиться друг с другом работники школ, детских садов и домов-интернатов на презентациях инновационных проектов.
К науке в эти дни приобщили и школьников. Гуманитарный семинар с учащимися школ и их педагогами провёл Сергей Лавлинский, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ.
– Наша задача – разобраться в особенностях литературы, художественных произведений, поговорить о том, почему некоторые считают, что в России сейчас не читают книг – хотя это неправда, – сказал Сергей Лавлинский.
Педагоги – участники семинара «Школа словесника» обсудили также вопросы изучения литературы в современной школе, а для учеников школ был проведён читательский практикум – они работали с художественными текстами и кинофильмами.
Итогом завершившихся в Новокузнецке Дней науки стало появление в городе ещё четырёх инновационных площадок. Но главный результат работы участников прошедших мероприятий – профессиональный рост и обмен опытом внедрения инноваций в образовательной среде города.
Просмотров статьи: 1281