Город мечты
Первые 10 многоквартирных каменных домов были построены в Новокузнецке в 1931 году. Они стали основой Социалистического города и, фактически, будущего Центрального района и всего города Новокузнецка
Однотипные трёх- и четырёхэтажные дома конструктивисткой застройки на улицах и проспектах Энтузиастов, Металлургов, Хитарова, Кирова, Глинки, частично Куйбышева образуют территориальное, стилевое и в какой-то мере философское единство, известное старожилам под названием «Соцгород». С некоторых пор оно стало актуальным и для молодёжи, во многом благодаря команде проекта «Соцгород – город мечты», активно «раскручивающим» старый центр с помощью различных мероприятий. Погрузившись в историю данного артефакта, волей-неволей переходишь на сторону тех, кто ратует за его сохранение и пропаганду. Социалистический город – больше, чем просто архитектурный памятник. Это, во-первых, некая точка отсчёта всего современного города, а во-вторых, отражение общественной мысли, сознания, выходящего далеко за его пределы.
Градостроительная ситуация в Новокузнецке (с 1932 года – Сталинске) в начале 1930-х годов была сложная – не было чёткого видения, стратегии, каким должен быть будущий город, рассказал нам заместитель директора краеведческого музея по науке Пётр Лизогуб. Черновой вариант генплана был составлен только в 1934-м, официально утверждённый план застройки появился двумя годами позже. Оно и понятно: события развивались с немыслимой быстротой. Первоначально ставилась задача построить жилой посёлок в дополнение к Кузнецкому металлургическому комбинату, город-спутник при заводе. Первые проекты застройки стали появляться ещё в конце 20-х годов, был даже объявлен всесоюзный конкурс проектировки таких городов. Так, в 1930-м году победителем был определён проект архитекторов братьев Весниных, интересный тем, что планировка города была сформирована ими по типу виноградной лозы. Однако вскоре он был отвергнут: продуманная жилая застройка была рассчитана на 80 тысяч населения, а в реальности количество жителей Новокузнецка к тому времени уже достигало 200 тысяч. Кузнецкстрой притягивал всё новых переселенцев.
Тем временем по «внушительному» соседству с бараками и землянками южнее Абы и Нижней колонии появляются первые 10 каменных четырёхэтажных домов, рассчитанных на 32 квартиры каждый. Существует легенда, что их построили не для абы кого, а для иностранных специалистов, в то время в довольно большом количестве пребывающих на Кузнецстрое. Дома даже носили неофициальное название «американские». Однако известно, что в спроектированных «Горстроем» домах иностранцы, работающие на КМК (американцы, немцы и бельгийцы), никогда не жили – они избрали для проживания благоустроенные коттеджи на Верхней колонии. На деле квартиры распределялись между передовиками производства, бывало, что в них попадали и «случайные» жильцы (об этом свидетельствуют приказы о выселении лиц, не связанных со строительством КМК, опубликованные в те годы). Первое время не было специального топонима для обозначения местоположения этих домов, площадка так и именовалась «10 каменных домов», позже появилось название – улица Энтузиастов, в честь передовиков-кузнецкстроевцев.
Формирование облика будущего города было осложнено не только большими планами по его промышленному развитию и стремительным ростом населения, но и, если так можно выразиться, философско-идеологическими диспутами по поводу того, каким должен быть современный социалистический город. Первоначально предполагалось, что нужно строить не просто жилые дома (это не соответствует представлениям о коммунистическом обществе), а дома-коммуны, не предназначенные для частной жизни. Идеальным вариантом представлялись дома с небольшими квартирами, в которых рабочие должны только ночевать. Все их хозяйственные нужды будут выноситься за пределы жилища – для этого построят банно-прачечные комбинаты, столовые и так далее. Первые проекты планировки выглядели именно таким образом.
Однако вскоре стала понятна несостоятельность данной идеи. Правительство стало предостерегать и несколько отрезвлять архитекторов, протежирующих её в той или иной степени. В свете новых установок стал интересен зарубежный опыт, в частности, внимание привлёк проект немецкого архитектора Эрнста Мая, который воплотился в рабочем посёлке в пригороде Франкфурта. Прежде всего – своей практичностью и относительной дешевизной. Каменные дома, которые строил Май, были идеальным вариантом для быстрого расселения растущих не по дням, а часам кадров.
Предложение о работе, сделанное «Цекомбанком» немецкому архитектору во время его визита в СССР с циклом лекций по архитектуре, было принято им с интересом. Он и его команда разработали проекты планировки жилых застроек сразу ряда социалистических городов. Отпечаток их архитектурной мысли можно наблюдать, к примеру, в Магнитогорске, Новосибирске, Прокопьевске. Но самым ярким её воплощением стал соцгород в Новокузнецке.
«Плясать» немецким архитекторам пришлось от тех 10 жилых домов, которые уже стояли на улице Энтузиастов. Они продумали продолжение района своеобразным и очень практичным образом: дома построены группами по пять единиц, между ними – свободное пространство для организации зон отдыха: спортивных площадок, скверов и так далее. По отношению к проезжей части дома располагаются глухим торцом – для недопущения уличных шумов, пыли и грязи. Планировка – с ориентацией на солнце. В квартирах, помимо спальных зон, предполагались кухни и ванные комнаты (но не настолько большие и удобные, чтобы «извлекать» человека из социалистического общежития). Не всё, что задумал Май, удалось реализовать: стройматериалы зачастую использовались другие, свободные пространства между домами пришлось занять под котельные – централизованное отопление подключили годами позже.
Однако общие черты данной концепции мы всё-таки можем наблюдать в старом центре города и по сей день. Не сразу, но постепенно «пятачок» каменных домов южнее Абы, с улицами Энтузиастов, Хитарова, Кирова, проспектом Металлургов, улицей Глинки (тогда носящей другое название), частично Куйбышева, Сквером металлургов (сейчас – Садом Металлургов), рядом культурных и торговых объектов получил официальное наименование Соцгорода. Наряду с топонимами «Верхняя колония» и «Нижняя Колония».
Надо отметить, что восторженность по поводу интересного и практичного проекта Эрнста Мая просуществовала недолго – уже в 32-м году у него забрали проект и передали строительство другой организации, а в 1934-м конструктивистская застройка вообще подверглась резкой критике со стороны общественности. Чересчур строгие, подчинённые функционалу дома перестали отвечать взглядам мастеров градостроительства. Решено было сменить курс на более интересные в стилевом отношении проекты. Уже построенные «голые» дома начали подкрашивать, оживлять лепниной, орнаментами и так далее. А после войны вообще закрыли каменные «коробки» более изысканными и удобными во всех отношениях домами в стиле «сталинского ампира». Исторический центр «растворился» в новой городской среде, перестал мыслиться как отдельный, обособленный район.
Четыре года назад Соцгород Новокузнецка «воспрял из пепла» – им рьяно заинтересовалась команда энтузиастов – возник проект «Соцгород – город мечты». При поддержке администрации города и спонсоров ребята провели массу мероприятий, направленных как на реставрацию исторического центра, так и на его культурную пропаганду. Отремонтировали семь многоквартирных домов, организовали на территории Соцгорода Парк советской скульптуры (куда свезли все найденные на территории бесхозные советские артефакты), спортивную площадку для занятий уличными видами спорта. Установили стенды, извещающие горожан об историко-культурной значимости данного места, привезли на территорию немецких культорологов, которые сняли о наследии Эрнста Мая целый фильм, проводят экскурсии для горожан и иногородних туристов. Украшают дома инсталляциями и граффити. Недавно, опираясь на исторические факты (расселение домов по профессиональному принципу), открыли для проекта новые ресурсы: решили присваивать домам в Соцгороде имена знаменитостей – так дом, в котором жили работники кузнечного цеха, получил имя Армена Джигарханяна, сыгравшего роль кузнеца в фильме «Треугольник». Из уважения к таланту артиста в финансировании ремонта фасада МКД приняли участие армянская диаспора, а также сами жители дома.
Интерес молодёжи к исторической зоне Новокузнецка понять несложно – ведь данная застройка действительно очень ценна в культурном отношении: являет собой отражение, «срез» идеалов и чаяний общества в определённом периоде отечественной истории.
– В реалиях того времени это был серьёзный прорыв, качественно новый этап в развитии градостроительства нашего города, – говорит Пётр Лизогуб. – На фоне земляночно-барачного строительства каменная застройка стала предвестником совершенно иного, современного города, отвечающего передовым общественным тенденциям. В самом названии Соцгород уже была заложена некая мечта, противопоставляющая современность старому, буржуазному, капиталистическому досоветскому городу, чуждому и враждебному простому человеку труда. Здесь совмещены идеалистические представления и фактически реализованные идеи, движущие развитие общества того времени. То, что несколько лет назад было пустырём с болотами и кустарниками рядом со старожильческими русскими деревушками, постепенно приобретало черты современного благоустроенного города – с развитой инфраструктурой, культурной, спортивной средой, возможностями для достойной жизни.
Просмотров статьи: 2449