ТРЕЗВЫЙ ПОДХОД
В Новокузнецке может быть восстановлена деятельность медицинского вытрезвителя
На федеральном уровне всё чаще поднимается вопрос о необходимости возобновления работы медицинских вытрезвителей. В очередной раз его поставили ребром на прошлой неделе в связи с шокирующим случаем, который произошёл 29 декабря в белгородской больнице №2. Врач ударил пациента, в результате чего тот скончался. По информации СМИ, причиной драки стало оскорбление, нанесённое медсестре пациентом. Видео с моментом драки, запечатлённое камерами видеонаблюдения в медицинском кабинете, попало в Интернет и вызвало широкий общественный резонанс.
Член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев обратился в минздрав Росии с просьбой поддержать идею формирования на базе ОП рабочей группы по разработке рекомендаций для восстановления деятельности медицинских вытрезвителей, сообщили «Известия». По мнению Хамзаева, в её состав должны войти представители всех профильных министерств и ведомств, а также регионов, выразивших готовность внедрять у себя такую практику, и экспертного сообщества.
– На видео отчётливо видно, что пациент находится в состоянии алкогольного опьянения, он объясняет медсестре, что употреблял спиртное в течение 16 дней. Очевидно, человек, страдающий алкогольной зависимостью, может иметь психические расстройства и отклонения в нормах поведения. (…) Такого рода пациенты нуждаются не просто в первой медицинской помощи, но и в дальнейшей продолжительной работе с ними. Этим гражданам обязательно должна предоставляться возможность пройти программу реабилитации, – приводит СМИ текст обращения Султана Хамзаева.
Свою позицию общественник подкрепляет данными о поддержке этой идеи в регионах. На сегодняшний день официальные ответы о готовности возродить у себя на территориях медицинские вытрезвители дали власти 33 субъектов, 21 из них однозначно за такую инициативу. Ещё восемь субъектов готовы её поддержать при условии проработки вопроса на федеральном и региональном уровнях, достаточного финансирования проекта. В качестве аргумента приводятся также данные социологического опроса, проведённого «Левада-Центром» в сентябре прошлого года. Он показал, что за возрождение вытрезвителей выступает 80% россиян.
В первом списке Султана Хамзаева среди регионов, заявивших о готовности восстановить работу вытрезвителей, значится и Кузбасс. О том, что Кемеровская область выступает за возврат спецучреждений, «Известия» (и вслед за ними региональные и местные СМИ) сообщали и ранее – в октябре 2015 года, тогда в распоряжении Хамзаева были положительные ответы только от 17 субъектов РФ.
Что будут представлять собой вытрезвители нового образца? Вопрос остаётся пока не решённым. В марте прошлого года глава минздрава Вероника Скворцова, говоря о необходимости возрождения вытрезвителей, уточнила, что считает нужным их существование вне системы здравоохранения. В октябре общественный совет при МВД, вновь поднимая эту тему, предлагал оставить полномочия за минздравом.
В настоящий момент из уст представителей ведомств и общественников всё чаще звучит мысль, что выход из ситуации – создание специальных «вытрезвляющих» подразделений в системе соцобеспечения, которые занимались бы этим в сотрудничестве с медиками и полицией. Это должны быть некие многофункциональные службы, которые будут регулировать поток поступающих пациентов. Кому-то из них оказывать незначительную медпомощь, кого-то перенаправлять в реанимационные токсикологические отделения, а кого-то отпускать домой с приехавшими за ними родственниками.
При этом отмечается, что эти заведения вовсе не обязательно должны быть государственными. Тот же Султан Хамзаев говорил о возможности создания в стране частно-государственных вытрезвителей – такие предложения поступали от бизнес-сообщества. Предполагается, что частное медучреждение будет получать от муниципалитета помещение, одна часть которого будет использоваться по госзаказу под услуги вытрезвителя, а другая – для коммерческих услуг в рамках того же реабилитационного профиля.
Невыясненной остаётся и финансовая сторона вопроса – на плечи какого бюджета ляжет эта нагрузка. В России уже есть примеры регионов, которые не стали дожидаться федеральной поддержки и решились на открытие вытрезвителей за свой счёт, есть города, которые нашли в этом вопросе общий язык с предпринимателями. Однако вполне справедливым кажется высказывание лидера «Трезвой России» о том, что «платить за эти услуги должно всё-таки государство, а не местные бюджеты. Хотя бы потому, что именно государство первое зарабатывает на акцизах на алкоголь. И конечно, потому, что профилактика здорового образа жизни и сбережение здоровья населения – его прямая обязанность».
В Новокузнецке вопрос о необходимости восстановления деятельности медицинских вытрезвителей обсуждается не один год – начиная с момента их закрытия в 2011 году. О том, что отсутствие специальных учреждений для «вытрезвления» горожан приносит множество проблем как правоохранительным органам, так и медикам (особенно – сотрудникам горбольницы №2), говорилось не единожды на совещаниях разного уровня. Последний раз эта тема вновь возникла в сентябре 2015-го на заседании Горсовета, где рассматривалась проблема массового распространения «пивных точек» на первых этажах жилых домов, влекущая за собой в том числе рост количества преступлений и правонарушений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения.
Интересными соображениями о возможном решении проблемы на местном уровне с нами поделился главный врач Новокузнецкого наркологического диспансера Виктор Райх. С его слов, «вопрос о вытрезвителях» в городе прорабатывался по заданию обладминистрации специально организованной межведомственной комиссией (в состав которой входил и он). Принятый коллегиально вариант решения совпал с тем, что сегодня предлагается на уровне страны: открыть учреждение, которое будет находиться в подчинении органов социальной защиты. В качестве потенциального вытрезвителя рассматривалось здание Дома временного пребывания на улице ДОЗ (те помещения, которые были приспособлены под вытрезвители ранее, не могут использоваться по назначению – либо нуждаются в капитальном ремонте, либо отданы под другие цели). Проект был просчитан (составлена смета, перечень необходимых работ), данные отправлены обратно в область.
– Я считаю, что для города вытрезвители – дело нужное, но не в прежнем виде, – отметил Виктор Райх. – Ведь ту категорию граждан, которые попадают в эти учреждения, нельзя отнести ни к преступникам, ни к больным. Им нужны услуги, которые могут оказать соцучреждения: дать возможность отоспаться, привести их в чувство, отправить домой.
Возможность открытия в Новокузнецке частных медвытрезвителей Виктор Райх считает маловероятной и бесперспективной. По его мнению, первый же случай порчи имущества разбушевавшимся пациентом, в которое вложен частный капитал, заставит предпринимателя задуматься о смене бизнес-профиля.
К истории вопроса | Первый вытрезвитель в России открылся в 1902 году в Туле
Он назывался приютом для опьяневших и содержался за счёт городской казны. Организовал его врач-энтузиаст Фёдор Архангельский в целях борьбы с алкоголизмом, приводящим к «вырождению населения, к экономическому разорению и нравственной порче поражённого им населения». Учреждение состояло из двух отделений: амбулатории для алкоголиков и приюта для детей пьющих родителей. В штате состояли фельдшер и кучер, который разъезжал по городу и подбирал «замерзающих под забором тульских оружейников». Пациентов приюта бесплатно кормили, оказывали необходимую им медицинскую помощь: давали рассол и водный раствор нашатырного спирта, при проблемах с сердцем – камфору. Для развлечения допускалась игра на граммофоне. Бедных и плохо одетых пациентов при выписке обеспечивали одеждой и обувью. Уже в течение первого года работы приюта, приводит исторические данные «ТАСС», уличная смертность «от опоя» в Туле уменьшилась в 1,7 раза. Через несколько лет почти в каждом губернском городе Российской империи открылись аналогичные учреждения. Просуществовали «приюты для опьяневших» до 1917 года.
Первый советский медицинский вытрезвитель был открыт 14 ноября 1931 года в Ленинграде. В 1940-м медицинские вытрезвители были выведены из Наркомата здравоохранения и подчинены НКВД.
Согласно приказу МВД СССР «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители» от 30 мая 1985 года, в медвытрезвитель доставлялись лица, находившиеся в общественных местах в средней или тяжёлой степени опьянения, «оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность».
Сотрудники органов внутренних дел подбирали на улице пьяных и доставляли в вытрезвитель, где тех по возможности приводили в чувство и оставляли проспаться на ночь. После полного вытрезвления гражданина (как правило, не ранее 5 часов утра), больного повторно осматривал фельдшер, после чего ему выписывалась квитанция об оплате (в том случае, если учреждение оказывало услуги на платной основе). О пребывании в вытрезвителе по месту работы пациента направлялось специальное уведомление, на основании которого он мог подвергнуться общественному порицанию, лишиться премии или должности. В случае если один и тот же человек попадал в вытрезвитель три раза и более в течение года, его направляли в наркологические отделения (наркологические диспансеры, психоневрологические больницы) для медицинского обследования и противоалкогольного лечения. Интересной страницей в этой истории можно по праву назвать деятельность ЛТП – лечебно-исправительных профилакториев, распространившихся на территории СССР с 1964 года. Согласно указу Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц (алкоголиков)» от 8 апреля 1967 г. в ЛТП направлялись лица, «уклоняющиеся от лечения и продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития». В 1994 году система принудительного лечения была отменена в России указом Бориса Ельцина.
Вопрос о передаче медвытрезвителей из милицейского подчинения в ведение минздрава обсуждался с начала 1990-х годов (в стране их тогда было более 1200). В сентябре 1992 года вышло соответствующее постановление правительства РСФСР, но переподчинения так и не произошло. В 2000-м ещё одним постановлением вытрезвители были отнесены к милиции общественной безопасности. Указом от 1 января 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев объявил недействительным приказ МВД СССР от 30 мая 1985 года, и юридически медвытрезвители перестали существовать как специальные учреждения внутренних дел. Всего на тот момент в России насчитывалось 545 вытрезвителей. Однако ещё полтора года местные бюджеты, на балансе которых находились эти заведения, продолжали выделять средства на их содержание. Согласно официальной статистике, один вытрезвитель обходился муниципалитетам в 5–11 миллионов рублей в год. К середине октября 2011 года все специализированные медицинские вытрезвители на территории России были закрыты. Задачи, которые выполняли правоохранительные органы, были переданы медицинским учреждениям.
Просмотров статьи: 1595