МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ
22 января 1898 года родился советский режиссёр театра и кино Сергей Эйзенштейн
Он родился в Риге в семье инженера – главного архитектора города. Получил классическое воспитание: прекрасно рисовал, много читал, увлекался театром, изучал три иностранных языка. В 1915 году Эйзенштейн окончил реальное училище и поступил в петроградский Институт гражданских инженеров, но, захваченный революционными событиями, бросил учёбу и добровольцем отправился в Красную Армию, где два года работал художником-декоратором и плакатистом в частях Западного фронта.
В 1920 году Эйзенштейн был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков, однако вскоре ушёл в театр и параллельно учился в Высших режиссёрских мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда. Здесь и начало складываться его видение театрального искусства. Общепринятые театральные жанры Эйзенштейн считал устаревшими, и для большего эмоционального воздействия на зрителя он придумал новые театральные приёмы – «монтаж аттракционов».
В 1924 году Эйзенштейн снял первый свой фильм «Стачка» о забастовке рабочих крупного завода – без индивидуальных героев и драматургической фабулы. Здесь он и использовал этот новый художественный принцип организации творческого материала – «монтаж аттракционов». «Стачка» получила на выставке в Париже серебряную медаль. С этих пор Эйзенштейн полностью посвятил себя кинематографу.
Через год, в 1925 году, на экраны вышел «Броненосец «Потёмкин». Некоторые эпизоды этого фильма стали хрестоматийными, например сцена расстрела на Потёмкинской лестнице в Одессе: молодая мать, сражённая пулей, детская коляска, стремительно катящаяся вниз по ступеням, убитый ребёнок под ногами солдат, лицо старой учительницы, рассечённое казацкой нагайкой... Фильм передавал горячее дыхание эпохи, накалённую атмосферу событий. «Броненосец «Потемкин» стал событием в советской и мировой культуре, величайшим произведением, открывшим новую эру в истории кино. Позже в списке десяти лучших картин всех времён и народов «Броненосец «Потёмкин» занял первое место.
В 1927 году Эйзенштейн снял фильм «Октябрь», в котором впервые в художественном кино был показан образ Ленина. «Октябрь» можно считать одним из первых примеров воплощения на экране «второй реальности», кажущейся подлиннее существующей. Этот фильм завершил революционную кинотрилогию Эйзенштейна.
Ещё одной вехой в творчестве Сергея Михайловича является историческая картина «Александр Невский», в котором видна смена режиссёром художественного метода. Вторжение немецких рыцарей на Русь в XIII веке воспринималось в 1938 году как предупреждение о фашистской агрессии. Символичным выглядел финал фильма – разгром захватчиков на льду Чудского озера. В этом фильме Эйзенштейн впервые снял великого русского актёра Николая Черкасова.
Свой последний шедевр – фильм «Иван Грозный» – режиссёр снимал в годы войны. Первая серия картины, за которую он получил Сталинскую премию первой степени, вышла на экраны в начале 1945 года. Вторая серия была запрещена и вышла только в 1958 году, съёмки третьей были прекращены.
Влияние Эйзенштейна на мировое кино невозможно переоценить. Новаторство режиссёра в области киноформы до сих пор привлекает отечественных и зарубежных деятелей кинематографа.
Просмотров статьи: 1690