Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ДЕВЧОНКА ВОЕННОЙ ПОРЫ

Газета «Новокузнецк», выпуск №1 (843)  //  Рубрика: Город и горожане

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Мария Коряга

Капитолина Елисеева из того поколения, которое «не сдаётся на милость врага» ни при каких обстоятельствах. О себе она говорит: «Пусть бегут, чуть дыша, года, я душой всегда молода». Большую оптимистку, чем она, в своей жизни не встречала…

80-летняя Капитолина Петровна пережила самую страшную войну прошлого столетия – Великую Отечественную. Вместе со страной она прошла лихие и великие годы. Познакомились мы с этой удивительной женщиной в поезде дальнего следования (Капитолина Петровна – любительница путешествий, в своём возрасте ехала в гости к брату в Подмосковье). Она, умеющая увлечённо разгадывать кроссворды, метко и остро пошутить, поговорить по душам, дать совет, вскоре стала душой компании плацкартного купе. Обменялись телефонами. С тех пор дружим.

… В Новокузнецке Капитолина Петровна оказалась по комсомольской путёвке, выданной ей на строительство Западно-Сибирского металлургического комбината. Искорки того, комсомольского, задора в ней чувствуются до сих пор: совершенно не унывающая натура! Но до этого была ещё одна путёвка – на строительство Рязанской ТЭЦ. «Вот так и кочевала по комсомольским стройкам», – рассказывает уроженка Рязанской области.

Маленькая Капа, жительница глухого рязанского села со странным названием Красный флот, в котором не было ни электричества, ни радио, помнит, как уходили на войну мужчины, в том числе и её отец Пётр Родионович. «Были проводы, слёзы жён и матерей».

Потом была Победа. Помнит ту всеобщую радостную суматоху, когда в контору вечером, чтобы отметить столь знаменательный день, женщины понесли всё, что было в доме из съестных припасов. Даже самогонка нашлась. Помнит, как плясали под гармошку: у кого фронтовик остался живым – с радостным лицом, у кого погиб – со слезами на глазах.

Отец Пётр Родионович возвратился домой лишь в ноябре. Его оставляли на службе в противовоздушной обороне, которая охраняла Москву. Затем в семье один за другим родились пятеро братьев и сестёр, для которых старшая Капа стала нянькой и хранительницей здоровья.

Вскоре грянул послевоенный сорок шестой, голодный год. В стране случился неурожай хлебов. Приходилось собирать ярко-розовые соцветия клевера, прозванные в простонародье «кашкой» («Я этот клевер домой полными сумками таскала…»). Кашку сушили на печке, затем толкли в ступе, добавляли горстку муки и пекли лепёшки.

До 20 лет трудилась Капитолина Петровна в Красном флоте. После строительства Рязанской ТЭЦ с подругой Зиной решились поехать в Сибирь, на строительство Западно-Сибирского металлургического комбината. Стройка уже шла полным ходом. Демобилизованных солдат сюда присылали эшелонами, и потому каждую осень запсибовский новострой буквально зеленел от военной униформы. С первой зарплаты солдатики покупали себе гражданскую одежду, и Запсиб менял цвет. Но приходила очередная осень, очередные эшелоны демобилизованных солдат, и снова стройка «покрывалась зеленью».

Молодёжи, особенно парней, здесь было столько, что вскоре эту окраину Новокузнецка прозвали «городом женихов». Со всей страны сюда потянулись девушки на выданье, и почти все устраивали свои судьбы. Вышла замуж и Капитолина Петровна. А через год у молодых появился первенец – сын. На Запсибе ускоренно строились завод, больница, роддом, жильё, и поэтому семья, которая поначалу жила в общежитии, вскоре получила благоустроенную двухкомнатную квартиру на улице Тореза, в которой Капитолина Петровна живёт и сегодня.

Потом ей пришлось пережить потерю первого мужа (развелись), потерю сына (после демобилизации из армии Саша уехал в Подмосковье и пропал). Куда только ни подавала она запросы – бесполезно (она до сих пор живёт надеждой, что сын объявится).

Через некоторое время в её судьбе наступили перемены. Она счастливо вышла замуж за человека, с которым душа в душу прожила почти 40 лет. В 40 с лишним Капитолина Петровна решилась и родила дочку-умницу, которая сегодня считается успешным юристом.

В былые годы семья Елисеевых не сидела на месте. Каждый месяц куда-нибудь да выезжали на совместный отдых. Сегодня таким сокровенным местом, где отдыхают тело и душа, для Капитолины Петровны стала дача в Карлыке. Сюда она отправляется в середине апреля и возвращается в город в середине октября. На дачных сотках разводит свою любимую тыкву, кабачки и цветы, общается с соседями, которых считает самыми близкими друзьями, своей второй семьёй. За долгие годы ведения дачного хозяйства они по-соседски буквально сроднились. И неудивительно: Капитолина Петровна – человек доброжелательный, сидение на лавочках и обсуждение кого-либо ей не по нутру. Зимой не прочь сходить в театр и на концерты, считая, что 80 лет – не конец света. Компаний, где слышны старческое брюзжание и обсуждения собственного нездоровья, старается избегать. Ну, не любит она жалобы на болячки!

Капитолина Петровна считает, что у неё самая обычная судьба девчонки военной поры. То суровое время её закалило, научило не опускать руки, продолжать жить и не сокрушаться, что пенсия маленькая. «Всё равно никто больше не даст», – смеётся баба Капа, которая привыкла надеяться только на себя.

– У меня существует одно правило. Оно всегда выручает: «При любой обстановке не сдаваться и не киснуть!» Я – оптимист до мозга костей! – признаётся Капитолина Петровна. – Моя душа до сих пор молода.


Просмотров статьи: 1217