Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«ШПИОНСКИЙ МОСТ»

Газета «Новокузнецк», выпуск №49 (839)  //  Рубрика: Говорим о кино

// Автор: Мария Мачина

Новый фильм Стивена Спилберга – о противостоянии двух сверхдержав и общечеловеческих ценностях

По сюжету картины в Нью-Йорке в 1957 году арестовывают Рудольфа Абеля – советского шпиона. Америка требует его смертной казни. Джеймсу Доновану, работнику адвокатской конторы, который скромно живёт с семьёй в Бруклине, руководство, решив сделать на громком деле рекламу своей фирмы, поручает лёгкое задание – защиту разведчика, которому очевидно будет вынесен обвинительный приговор. Но Донован подходит к делу очень ответственно: «Каждый имеет право на защиту. Каждый человек важен», – говорит он. Несмотря на то, что от него отворачиваются семья и вся страна, Джеймс в итоге добивается для Абеля длительного тюремного срока под предлогом того, что Америке он ещё пригодится. И Донован оказывается прав.

Спустя несколько лет в советский плен попадает американский лётчик Фрэнсис Пауэрс, чей самолёт-разведчик подбит над территорией СССР. Появляется возможность обменять Абеля на Пуаэрса. И Джеймс Донован как гражданское лицо отправляется в Берлин, чтобы организовать обмен военнопленными...

Это уже не первая работа Стивена Спилберга на военную тему. На этот раз речь о войне «холодной». Идея картины возникла ещё в 1960-х, но тогда на фоне Карибского кризиса кинокомпания не решилась снимать такой фильм. И только сейчас Спилберг вернулся к своей задумке. Сценарий писал лондонский драматург и публицист Мэтт Чарман. Позже к нему присоединились братья Коэны, привнеся иронию и юмор в шпионский триллер.

Главную роль – адвоката Джеймса Донована – сыграл Том Хэнкс. Это четвёртая его работа со Спилбергом. До этого были «Спасти рядового Райана», «Терминал» и «Поймай меня, если сможешь». Возможно, «Шпионский мост» принесёт ему очередную номинацию на премию Американской киноакадемии. Разведчика Рудольфа Абеля играет английский театральный актёр Марк Райланс, которого Спилберг когда-то увидел в постановке «Двенадцатая ночь» и ждал подходящего случая, чтобы поработать с ним. Одна из важных ролей – роль русского КГБшника Шишкина – досталась нашему актёру Михаилу Горевому. Кстати сказать, режиссёру удалось избежать навязчивых штампов и «лубка» в изображении русских: никаких шапок-ушанок, балалаек и медведей. Напротив, в фильме «Шпионский мост» русские выглядят гуманно – патриотами и сильными духом людьми.

Визуальную атмосферу того времени очень точно и подробно воссоздал давно уже работающий со Спилбергом оператор Януш Камински.

Кульминационную сцену фильма – обмен Рудольфа Абеля на Фрэнсиса Гэри Пауэрса – снимали на Глиникском мосту в Берлине. В годы «холодной войны» довольно часто обмен советских и американских разведчиков происходил как раз на этом мосту, за что в прессе его окрестили «шпионским».

«Шпионский мост» – это не просто история времён «холодной войны» о противостоянии двух сверхдержав, это рассказ об общечеловеческих ценностях: честности, гуманизме, долге.

Этот фильм о человеке, который ради того, во что верит, не побоялся противопоставить себя системе, не согласился пойти на компромисс с совестью. Картина о том, что договариваться можно и нужно даже в непростых условиях.


Просмотров статьи: 950