Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«КАЗАЛОСЬ, ВАЛЕРА ПЕЛ ДУШОЙ»

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Мария Коряга

1 декабря страна отметила День памяти известного советского певца Валерия Ободзинского, уроженца Одессы. Новокузнечанин Станислав Польшаков волею судеб год сопровождал  музыкальную группу, аккомпанируя знаменитому эстрадному певцу.

Недавно обнаружила, что многим молодым горожанам певец Ободзинский незнаком. Для старших же поколений имя Валерия Владимировича означает недосягаемую высоту на эстраде. Первый успех к нему пришёл в Болгарии с песней «Луна на солнечном берегу». Первая пластинка вышла в конце 1960-х годов тиражом в 13 миллионов экземпляров.

Феномен Ободзинского заключался в самобытной манере пения, чрезвычайно востребованной в 1970-е годы. Хотя он и не учился певческому искусству, популярность этого самородка, обладавшим лирическим тенором, была огромной. «Пение Ободзинского всегда прочувствованное, страстное, горячее, порой до гротеска», – писали музыкальные критики.

Наряду с исполнением песен Давида Тухманова, Александра Зацепина певец знакомил советского слушателя и с творчеством Тома Джонса, Джо Дассена, Карела Готта, Демиса Руссоса, «Битлз». Разнообразный репертуар, а также высокая трудоспособность сделали Ободзинского кумиром публики. Его романтически-ласковый голос в те годы звучал буквально из каждого окна…

И вот с таким человеком предстояло работать нашему земляку – Станиславу Польшакову, которого тоже можно назвать самородком: самостоятельно научился играть на гитаре и контрабасе. «Я жил в Ленинске-Кузнецком, работал на шахте. Но моей стихией была самодеятельность. Подрабатывал тем, что играл в оркестре перед сеансами в кинотеатре «Победа», – вспоминает он.

В 1964 году в Ленинск-Кузнецкий на гастроли приехал оркестр одесситов, в составе которого был неизвестный тогда певец Валерий Ободзинский. Случилось так, что музыкант, играющий на контрабасе, заболел, и группе пришлось подыскивать другого. Кинотеатр «Победа», где в то время подрабатывал Станислав Польшаков, находился как раз напротив гостиницы, где и остановились гастролёры. Так что им стоило только заглянуть на вечерний киносеанс. Получив предложение пополнить ряды оркестра одесситов, Станислав Семёнович долго раздумывать не стал. Ушёл с шахты и вместе с молодым музыкальным коллективом отправился на гастроли по Кузбассу, Красноярскому краю. Добрались до Дудинки, откуда в конце декабря по узкоколейке их забросили на глухую таёжную станцию. Здесь музыканты жили в отапливаемом дровами и углём вагончике. Здесь же им пришлось встретить Новый год. Отсюда в розвальнях, запряжённых лошадьми, выехали на гастроли по лагерям, которых было немало на севере Красноярского края. «Давая концерты за колючей проволокой, я познакомился с фигурантами «Дела врачей» – интеллигентными москвичами, для которых срок со смертью Сталина не закончился», – рассказывает.

Однажды в одном из лагерей ему в контрабас набросали множество писем от политзаключённых, что находились здесь без права переписки, с просьбой передать свои послания на волю, родным. «Только не бросайте их в Красноярске, не дойдут!» – просили.

Популярность Ободзинского на этих гастролях была невероятной. Да и немудрено: прекрасный голос, обаятельный, всегда улыбающийся человек. Никакой угрюмости! От этого уроженца Одессы так и веяло добротой и искренностью. «Мы уже тогда понимали, что нашего Валерку ждёт большой успех и огромная народная слава», – вспоминает Станислав Польшаков.

Молодые, все, как на подбор, красавцы, музыканты пользовались большим вниманием сибирячек. Да и горячие южные парни отвечали им взаимностью. «В Сибири на удивление умные, красивые и скромные девушки», – отмечали ребята. Двое артистов оркестра – Семён Кандыба и Валерий Ободзинский – уехали с гастролей с жёнами-сибирячками. Семён женился на своей избраннице в Новосибирске, Валерий Ободзинский – уже в Одессе.

Коллектив развалился после того, как Валерия Ободзинского прослушал руководитель оркестра Олег Лундстрем: «Я тебя беру к себе!» И тот согласился. Станиславу Семёновичу после развала группы пришлось вернуться на родину, в Кузбасс. Из Ленинска-Кузнецкого семья переехала в Новокузнецк, где он поначалу играл на гитаре в оркестре ДК «Алюминщик». Затем долгое время преподавал в музыкальных школах, откуда и ушёл на заслуженный отдых. Гордится своими учениками, трое из которых окончили училище при Московской консерватории.

С Валерием Ободзинским им довелось увидеться ещё раз в Новокузнецке в 1970 году, когда тот приезжал в наш город на гастроли и выступал в Новокузнецком драмтеатре. Но пообщаться долго не пришлось: гастрольное время поджимало. «Слава! Ты-то тут как? Ну, чувак, давай я тебя в зале на лучшее место посажу», – обрадовался певец встрече.

…Творческая судьба Валерия Ободзинского оказалась непростой. Ему пришлось уйти со сцены.

– Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми – работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Да и чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советски, – пояснял он своим поклонникам. Но стоило ему, пусть и после долгого молчания, выйти на сцену, как зал после первой же песни взрывался бурными аплодисментами. Певец, несмотря на все сложности и перипетии судьбы, сумел сохранить в чистоте свой мелодичный, изумительный голос. И это потрясало.


Просмотров статьи: 1594