Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ВНИМАНИЕ – ДЕТИ!

Газета «Новокузнецк», выпуск №38 (828)  //  Рубрика: Образование

// Автор: Мария Изенкина
// Фото: Мария Коряга

Как помочь своему ребёнку успешно адаптироваться к школе – советы психологов

 

Времена меняются – мы не меняемся. Пересматриваются подходы к образованию детей, вводятся новые методы, способы и средства обучения, внедряются всё более совершенные, по мнению реформаторов, образовательные программы. А дети – были и остаются детьми: кто-то любит учиться и бежит в школу с удовольствием, полностью растворяясь в школьно-учебной атмосфере, для кого-то же – это настоящая мука, вызывающая сплошной негатив и недомогания. Особенно остро отношение ребёнка к своим ученическим обязанностям чувствуется сейчас – в начале учебного года, когда происходит процесс адаптации к новым (или подзабытым за лето) условиям. Психологи рекомендуют именно в этот момент быть особенно внимательными к своим детям, стараться всеми способами поддерживать их душевное равновесие.

Трудности на этапе адаптации к школе (сентябрь-октябрь) испытывают дети всех возрастов – нужно включиться в учебную деятельность, привыкнуть к чёткому распорядку дня и так далее. Однако есть возрасты, для которых этот процесс особенно сложен – это первые, пятые и десятые классы, переходные из одного этапа детства в другой.

Попадая в школу впервые, дети кардинально меняют свой образ жизни – меняется их социальная позиция. Появляются новые обязанности и испытания для воли, мышления, памяти: внимательно слушать, запоминать, не отвлекаться, осваивать учебный материал, выполнять домашнюю работу. При этом – привыкнуть к новому коллективу, своему учителю. Физиологические исследования позволили учёным сделать вывод, что напряжение сердечно-сосудистой системы первоклассников сравнимо с нагрузкой на сердце и сосуды космонавта в состоянии невесомости.

Переход из начальной в основную школу для ребёнка – по силе психологической нагрузки – практически равносильно приходу в школу впервые. Коллектив тот же (кроме исключительных случаев), обязанности те же, другие – требования. Много учителей, предметов, разные кабинеты. Всё нужно запомнить, везде успеть, всем угодить. Сверху на это «накладываются» физиологические особенности возраста – начинается половое созревание, происходят разнообразные изменения в организме, которые зачастую «верховодят» поступками и проявлениями ребёнка.

В десятых классах происходят частичная смена коллектива (старшеклассники распределяются по профилям) или учителей и усиление учебной нагрузки. При этом трудности адаптации носят уже не такой массовой характер – это уже скорее индивидуальные случаи. Сложности адаптации в этом возрасте, как правило, испытывают ребята с коммуникативными проблемами.

В чём проявляются сложности прохождения адаптационного периода, каковы его признаки? Они сходны у детей разных возрастов. Это частые болезни (сами того не осознавая, дети «прячутся» в болезнь), прямой отказ от посещения школы, частая смена настроений, поведения, рассеянность при выполнении домашнего задания или избегание его выполнения, перевод разговора со школьной темы на другие, негативные высказывания об учителях, сверстниках. Первоклассники становятся плаксивыми, капризными. Пятиклассники могут впасть в «крайности»: замкнуться и перестать общаться с родителями и сверстниками, демонстрировать поведение, свойственное маленьким детям, или же наоборот – почувствовав «дух свободы», начать нарушать дисциплину, игнорировать школьные правила, забросить уроки.

Что можно и нужно делать родителям, чтобы помочь своему ребёнку пережить период адаптации наиболее безболезненно, не затянуть и не запустить этот процесс, и вообще – быть успешным в школе? Советуют педагоги-психологи Государственной образовательной организации «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» отделение «ДАР» по Новокузнецкому городскому округу Вера Чернышова и Татьяна Бородина.

Во-первых, осознать, что трудности в процессе адаптации могут испытывать, пусть в разной степени, все дети. Если признаки трудностей проявляются первые месяц-два, то это нормально, естественно. Если же процесс затягивается, перерастает в привычное поведение – это прямое указание на то, что существует проблема, которую нельзя игнорировать. Так, по данным исследований, к концу учебного года в первом и пятом классах примерно у 25-30% ребят проявляются признаки школьной дезадаптации.

Во-вторых, найти время и силы, чтобы оказать всестороннюю поддержку своему ребёнку в этот непростой период, а также быть внимательным к нему на всём протяжении школьной жизни. В чём это должно проявиться?

– Постарайтесь организовать для ребёнка правильный режим дня, с рациональным сочетанием труда и отдыха, регулярное полноценное питание, продолжительный сон со строго установленным временем подъёма и отхода ко сну. При распределении времени на труд и отдых, нужно помнить, что чем разнообразнее и насыщеннее день ребёнка, тем лучше. Однако не стоит оставлять выполнение домашнего задания на поздний вечер (тем более в первых классах), организм малыша уже не должен испытывать нагрузки в это время. Виды отдыха целесообразно «подбирать» под каждого ребёнка индивидуально: для одного – это активные игры или занятия спортом, для второго – полежать некоторое время на диване в обнимку с игрушками.

– Ходите в школу, и не только на родительские собрания, пару раз в год. Ходите к учителям-предметникам, классному руководителю, интересуйтесь у них школьными успехами или проблемами своих детей. Станьте союзником педагогов в образовательном процессе. При необходимости – сообщайте учителям об особенностях своего ребёнка, предупреждайте о тех или иных обстоятельствах, сложностях.

– Искренне интересуйтесь жизнью ребёнка, его делами, успехами и неурядицами. Разговаривая о школе, важно, чтобы вопросы не были формальными («Сделал уроки?», «Какие оценки получил?»), а показывали вашу настоящую любовь и неравнодушие: «Что сегодня было интересного в школе?», «С кем ты сегодня общался?», «Как дела у твоего друга?», «Почему ты огорчён, что-то случилось?» и так далее.

– Приучайте детей к самостоятельности и ответственности за свои «школьные дела». Не переусердствуйте в помощи в выполнении домашнего задания, подсказывайте только в тех случаях, когда ребёнок не может справиться сам. Однако не упускайте контроль процесса выполнения заданий, особенно – не теряйте бдительности при переходе в основную школу. Очень часто пятиклассникам, в виду того, что они стали «взрослыми», даётся в этом вопросе полная самостоятельность, и ни к чему хорошему это не приводит.

– Важно, чтобы у детей помимо учёбы был интересный для них досуг – своё хобби или увлечение. Успехи в той или иной внеучебной деятельности могут помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении, либо компенсировать чувство неудовлетворённости собой в связи со школьными неудачами. Не бойтесь дополнительной нагрузки: чем больше у ребёнка интересных занятий, чем плотнее его расписание, тем больше он будет успевать, быстрее научится самоорганизации. Но и не переусердствуйте: если ваше чадо устаёт и не справляется со всеми своими обязанностями – чем-то можно и пожертвовать.

– Напоследок азбучная истина: любите своих детей. Дайте им ощущение стабильности своего безусловного приятия во всех их проявлениях – хороших и не очень. Не допускайте отчуждения между вами: постоянно разговаривайте с ребёнком, активно участвуйте в его жизни. Не стесняйтесь обращаться за помощью в решении проблем к педагогам и психологам, советуйтесь с ними. Дети, уверенные в своей нужности и родительской любви, как правило, столкнувшись с проблемами, уверенно их преодолевают сами или же, не раздумывая, обращаются за помощью к родителям.


Просмотров статьи: 1252