ИЗ ПОЧТАЛЬОНА В АКУШЕРКИ
пришлось на днях переквалифицироваться Татьяне Путиной
«Ты – рыбачка, я – рыбак», – иногда в шутку повторяют слова известной песни супруги Татьяна Путина и Александр Мартынов, которым постоянно приходится иметь дело с рекой: работа такая! Но недавно им было не до шуток. Супружеской чете пришлось принимать роды прямо посреди Томи, в моторной лодке.
… Татьяна Яковлевна до сих пор считает себя новокузнечанкой. В Новокузнецке она родилась, выросла, училась. В этом городе её корни – родственники, друзья, с которыми она не прерывает общения по сей день. Много лет назад по семейным обстоятельствам Татьяна Путина вынуждена была перебраться в Осиновое Плёсо и устроиться на работу почтальоном в Терсинское отделение связи. На протяжении многих лет вместе с мужем Александром Николаевичем Мартыновым развозит на моторной лодке по отдаленным поселениям – Усть-Нарыку и Ячменюхе, до которых водным путем и можно добраться, – почту, деньги пенсионерам, продовольствие (зимой используется снегоход). «Наши кормильцы приехали!», – радостно встречают их жители отдаленных деревень. Доставив почтовые послания, журналы и газеты, заказанные товары и продукты, супруги налегке отправляются обратно, в Осиновое Плёсо.
Но на этот раз случилось всё иначе. В Ячменюхе, где в основном живут пенсионеры, одна молодая пара ждала прибавления. Настя Растворцева, хотя до родов оставался месяц, всё-таки надумала рожать. Почтальону Татьяне Путиной, которая в этих краях давно стала всем родным человеком, эту новость сообщили в первую очередь: «Настёна рожает!» В отдаленном поселении, в котором от былого леспромхозовского великолепия и многолюдности, остались на проживании всего лишь тридцать жителей, – ни медпункта, ни связи с «Большой Землей» (как здесь называют Осиновое Плёсо). Какие уж тут врачи! А тем временем молоденькая, восемнадцатилетняя роженица мучается от боли.
– Здесь ведь и до беды недалеко. Забираем с собой! – решили супруги. Мужчины на скорую руку соорудили носилки, взяли матрац и понесли молодую женщину в лодку. Татьяна Яковлевна на всякий случай захватила с собой простыню, ножницы, катушку шелковых ниток и бутылку водки для обработки рук. И двинулись в путь.
У Анастасии тем временем начались схватки. Татьяна, сама многодетная мать, как могла, поддерживала свою необычную пассажирку: «Дыши носом глубже!», – наставляла она. Однако после Нарыкского переката поняла, что тянуть дальше некуда. Воды у роженицы отошли, и ребёнок мог задохнуться. И Татьяна решилась. Из «почтальонши», молившейся в это время всем богам, ей пришлось срочно переквалифицироваться в акушерку. Александр остановил посреди реки лодку, Татьяна обработала водкой руки и «инструмент» – ножницы, и стала, сжав от страха и нервного мандража зубы, принимать роды. Наконец, показалась головка ребенка, шея которого была обмотана пуповиной… Тут и простынь пригодилась. Новорожденная девочка вздохнула и издала тонкий писк.
В это время об экстремальных родах на реке успели сообщить и медикам. «Скорая помощь» уже ждала всех троих с неожиданным прибавлением на берегу. «Что, рыбака родила?», – поинтересовались сотрудники скорой. «Рыбачку!», – ответили супруги, пережившие, по их словам, самые нелегкие часы в своей жизни. («Такого стресса у нас ещё не было!»). Лицо Татьяны Яковлевны от пережитого шокового состояния и от мысли, что всё, наконец, благополучно завершилось, было буквально залито слезами.
И подобная ситуация на Томи в этих местах, где в летнее время обитает немало новокузнечан, не редкость. Много лет назад роды на воде, прямо в моторной лодке пришлось принимать старосте Ячменюхи Ольге Легостаевой, к сожалению, ныне умершей. К слову, Ольга Петровна приходилась опекуном нынешней роженицы – Насти Растворцевой. Так что фактами повседневного экстрима здесь никого не удивишь. Жителям Усть-Нарыка и Ячменюхи и тем более почтальону Татьяне Путиной нередко из-за отсутствия связи приходится сталкиваться с неординарными житейскими ситуациями.
Супругу Татьяны – Александру Николаевичу – тоже однажды довелось ночью, в срочном режиме вывозить в моторной лодке на «Большую Землю» жителя Усть-Нарыка, придавленного «лесиной», то есть большим деревом. Стояла глубокая осень. По Томи уже шла шуга. Начинался гололед, и льдины в полной темноте бились о борт лодки. Казалось, суденышко под напором льда вот-вот перевернется в этом ночном кошмаре. Пострадавший, что то и дело кричал от боли, взмолился: «Вези-ка ты меня назад, в Усть-Нарык! Не то ведь в воде окажемся!» Да и сам Александр в темноте несколько растерялся: вокруг не видно ни зги, и потому, как пристать к берегу непонятно…Как вдруг вдали загорелись фары «Скорой помощи»: о пострадавшем там уже знали. Так и прибились к берегу. В такой же экстремальной ситуации Александру Николаевичу не однажды приходилось возить в отдаленные села и милиционеров, и геологов.
– Да я и сам родился, считай, на Томи. Наш дом в Ячменюхе стоял на круче, прямо над рекой, – признается Александр. Стрессовые ситуации супругам случается переживать не впервые. Два года назад от замыкания проводки у них сгорело жильё. С новой мебелью, бытовыми приборами, одеждой, обувью и утварью. Одно время приходилось жить на сеновале, потом построили баньку, в которой живут до сих пор. Но Татьяна с Александром не унывают. «Живы – здоровы! И наша красивая береза под окном цела…Остальное наживём!», – не теряют они оптимизма. Муж и жена не только развозят почту, они не чураются никакой работы. Держат большое домашнее хозяйство: корову, быка, телку, птицу, огород. Несмотря на собственные неприятности, всегда готовы прийти на помощь другим. А в свободное время отдыхают тоже, как и работают – только на реке! «Без Томи – никуда», – признаются супруги.
В начале этой недели Татьяну Путину пригласили на губернаторский прием. Как раз по поводу этого случая – родах на водах. Слухи о мужестве Татьяны Путиной, что не растерялась в непростой ситуации, дошли и до Амана Тулеева. Губернатор вручил ей медаль «За веру и добро», а также денежное вознаграждение. Такого внимания к её поступку, она признается, не ожидала.
Просмотров статьи: 1346