Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ЗА ЛУЖБОЙ, ЗА СИНЕЙ ДАЛЬЮ

Газета «Новокузнецк», выпуск №31 (821)  //  Рубрика: Отдых детей

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Фото автора

Учителя посёлка Тайжина (бывшего Высокого), что рядом с Осинниками, пригласили новокузнечан пойти в пятидневный поход по южносибирским дорогам

От этого похода невозможно было отказаться. Посетить посёлок Теба, что за Междуреченском, и его таёжные окрестности. Навестить туристические приюты, которые находятся в десятках километрах от основного центра туристического пришествия – Лужбы. Полюбоваться великолепными горными красотами и подышать ароматом июньского разнотравья.

Шерстяные носки и сланцы

Все эти маршруты давно известны и подробно изучены междуреченцами, новокузнечанами, осинниковцами, жителями других регионов страны, а то и путешественниками из других держав.

В этот поход отправились соседи – осинниковцы и новокузнечане. Девятнадцать детей разного возраста (младшему минуло десять, старшему стукнуло пятнадцать) и четверо взрослых. Трое из предводителей – Вера Янина, Наталья Кравец и Ольга Кобзева – туристы с опытом хождения по таёжным тропам. Поскольку ходили они в поход не впервые, то и экипированы были все по полному туристическому списку, включая шерстяные носки, купальники и пляжные сланцы. Купаться действительно приходилось в ледяных горных реках, но холодные воды в 30-градусную жару только приветствовались.

Медвежье горе

Дорога на Тебу в электричке сразу же ознаменовалась довольно неординарным и трагическим событием. Наш электропоезд, не дойдя до пункта назначения, неожиданно остановился посреди пути. Оказалось, на обочине лежали два крупных годовалых медвежонка, недавно сбитых проходящим перед нами железнодорожным составом. Мать переводила их через линию, но не рассчитала. Сама успела проскочить перед близко движущимся электровозом, а неуклюжие медвежата не успели, попав под мощный удар, отчего их и разбросало на насыпи. От сильного толчка они тотчас погибли. Потерянная медведица тут же неподалёку, рыча от горя, выдавала круги. Увидев наш остановившийся электропоезд, всё-таки благоразумно решила спрятаться в кусты...

Потом «медвежья тема» неоднократно всплывала в нашем путешествии. Говорят, хозяин тайги даже где-то бродил поблизости от нас (об этом руководителям похода «на ушко», чтобы не напугать детвору, сообщали другие доброжелательные туристы). Мы, конечно же, по мере сил осторожничали, но встретиться с Топтыгиным, к счастью, так и не довелось. Возможно, его напугали звонкие детские голоса и громкие окрики учителей, направляющих своих подопечных на «верный путь», что непрестанно звучали во время нашего маршрута. Да и не только наши голоса. В это время года туристические пути-дорожки на таёжные приюты многолюдны. Нас обгоняли, нам шли навстречу, и обязательно по давно заведённой традиции «ходоков в горы» незнакомые люди, словно в деревне, приветствовали друг друга: «Здравствуйте!» А здоровье для преодоления нелёгкой временами каменистой дороги с тяжеленными рюкзаками за спиной, действительно, требовалось прямо-таки богатырское. Ведь в рюкзаках тащили ещё и провизию: тушёнку, сгущёнку, хлеб, крупы. Трёхразовое питание (потом уже и на костре, с дымком) было нам обеспечено.

Золото народное и мраморные ванны

Теба запомнилась поездкой на КамАЗе, на бывший золотоносный прииск, к давно уже закрывшемуся посёлку золотодобытчиков Изразу и золотоносной речке Томиловке, берега которой были обложены и ещё белым мрамором. Так что одну из купелей горной реки, в которой довелось искупнуться и ребятне, назвали мраморной ванной. Об истории золотоносного прииска рассказал наш провожатый – известный в области художник и краевед Виктор Харин.

У Виктора Васильевича в доме второй этаж полностью отведён под частный музей, экспонаты для которого он находил, в том числе и на месте этой деревни, что была основана в 1848-м, а завершила своё житьё-бытьё в 1956 году. Предметы обихода, инструменты, разнообразные стеклянные бутылки производства тех лет и даже тяжёлые кандалы для сибирских каторжников были найдены, собраны и выкопаны неутомимым краеведом-энтузиастом. Были здесь и фрагменты заржавевшего оборудования, оставшегося после приисковых работ. Вот только один факт из биографии золотоносного и, можно сказать, героического Израза, который привёл наш экскурсовод: в годы Великой Отечественной войны на прииске силами старателей, в частности, пожилых жителей посёлка, женщин и детей, было добыто 500 тонн золота, предназначенного для ленд-лиза. Ведь не секрет, что благодаря сибирскому золоту мы покупали у американцев продукты, ту же тушёнку, но в первую очередь оно шло на приобретение военной техники. Работали от темна и до темна под девизом «Каждый грамм золота – по врагу!». Так что второй фронт во время ВОв был открыт и благодаря золотым вливаниям...

На следующий день с тем же провожатым – Виктором Хариным, знающим в местной округе все пути-дороги, добрались мы к истокам реки Тебы. Увидеть знаменитые камни с округлыми глубокими «ёмкостями», выточенными в них на протяжении тысячелетий водой и морозом. Вода, заполнившая эти «тазики», от долгого стояния цвела и вообще была раздольем для всякой плавучей живности типа пиявок.

Удивительно было походить по расположенным у горной реки местным не каменистым, как обычно, а небольшим песочным пляжам и послушать легенды о горе Шаман, у подножия которой и протекает Теба. И даже обнаружить у её берегов огромные залежи жадеита – поделочного камня, который ценится мастерами «каменных цветов». Серьги и колье из него могут украсить любую модницу. Но каменные глыбы жадеита, по словам Виктора Харина, пока не востребованы кузбасскими предпринимателями и каменотёсами. «А жаль…»

Мороженое из снежника

После Тебы последовала Лужба, до которой добирались на электричке, а затем и на лодке. После ночёвки на приюте юные туристы вновь уходили в горы. Сопровождали их напутствия директора Лужбы Михаила Шевалье. Он же вручил детворе целлофановые мешки с просьбой собирать по дороге всяческий мусор, который оставляют после себя другие нерадивые туристы. Потом, после десяти с лишним километров, был приют «Гридневский» с его смотрителем Борисом Химичем, фотожурналистом, выпускаюшим лужбинскую газету для путешествующих «В дорогу». Были каменные реки – курумники – и восхождение на гору Пик Дураков, якобы названной так за то, что при первом взгляде со стороны электрички, туристы теряются в пространстве и расстоянии и считают её самой высокой в горной гряде. «Оказывается, ошибались, дурачки этакие!» Однако и это не всё. При покорении горной высоты неопытными, начинающими туристами, после 300 метров подъёма, возникает ещё один вариант происхождения названия: подниматься на неё в жару – это что-то! Покорителю высоты вдруг приходит крамольная мысль: какой же я был дурак, зачем я сюда на эту многокилометровую высоту попёрся!.. Ведь не зря же гласит народная мудрость: умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.

Зато там, на вершине, где ещё не растаял снег и где в 30-градусную жару можно сидеть на разогретых под солнцем камнях, макушкой касаясь синего-синего неба, и тут же бродить и кататься по колючему снегу, постепенно приходит потрясение от красоты, раскинувшейся у горизонта. Настоящие альпийские луга с оранжевым морем цветущих огоньков и белыми кистями черёмухи. Внизу всё это цветочное роскошество давно отцвело. Но здесь, ближе к «полюсу холода», всё только начинается. Швейцария отдыхает! Только наверху начинаешь понимать в полной мере выражение: «Весь мир у твоих ног…» И лишь там, на снежнике, можно побаловать себя местным туристским десертом – мороженым из горного снега и сгущёнки, банки которой так упорно тащили с собой на высоту. Прохладным, сладковато-горьковатым от вкуса этого необычного снежного покрова, что с таким трудом, даже под жгучими лучами солнца, таял на вершине Пика Дураков…

На следующий день последовал спуск к приюту на Куприяновской поляне, что раскинулась на берегах Малого Казыра. На ней только что отцвели огоньки, отчего поляна ещё вчера была сплошь оранжевой, и вовсю начала цвести колба. Здесь она – высокая, по пояс, совершенно не жёсткая и даже сладковатая на вкус. Возвращались в «Гридневский» приют, где расположился осинниковско-новокузнецкий лагерь, с букетами дикого чеснока.

Уроки странствий

Незаметно, с массой впечатлений и историй, иногда под натиском мошкары и под дым костра, проходит почти неделя походной жизни. И ясно осознаёшь: в городе по этим нелёгким странствиям в горах и по полянам Лужбы будешь неистово скучать. Уроки, которые вынесли руководители детской «экспедиции», были ещё подкреплены наблюдениями и замечаниями Михаила Шевалье. Во-первых, детвору и подростковую молодь в горы надо обязательно тянуть. Только так: не словами, а красотой окружающей нас природы – воспитывается настоящий патриотизм. Именно в походе детей закаляют трудности, здесь они не имеют права ныть и учатся заботиться друг о друге.

Во-вторых, идти по тропам следует друг за другом, на небольшом расстоянии, никого не выпуская из вида.

– У нас были случаи, когда теряли отставших в лесу детей. Не видя идущих впереди, они сворачивали не на ту тропу и терялись в лесу. В поиски включали не только спасателей, но и губернатора, которому тоже приходилось с тревогой отслеживать ситуацию. После этого, естественно, следовало наказание, и даже увольнения беспечных руководителей походов. Так что преподаватели после этого опасались вообще связываться с туристическими вылазками. А это сказывается и на развитии детского туризма. И потому только внимательность и взаимоподдержка обеспечат вам безоблачное путешествие, – посвящал в нюансы походной жизни Михаил Шевалье.

В-третьих, остатки еды после совместной трапезы на стоянках обязательно закапывать, чтобы запах продуктовых огрызков не привлекал таёжных хищников и, в первую очередь, медведя (это правило смотритель приюта Борис Химич заставил крепко-накрепко запомнить). Медведь, почуяв «вкуснятинку», ни за что не отвяжется от лагеря. Он чует запах продуктов, скотины или падали аж за 20 (!) километров.

В-четвёртых, надо поощрять ответственных и умелых преподавателей-энтузиастов, которые не боятся связывать себя с проблемами и заботами детского туризма, не получая порой за это ни гроша. Ведь только такие вот учителя и инструкторы, увлечённые и упёртые в стремлении познакомить детвору с красотами Кузбасса, и могут преподать детворе настоящий урок любви к своей малой родине. Заставить в раннем возрасте «заболеть» странствиями и путешествиями и не тратить время на всякую небезобидную ерунду переходного возраста. «Заболеть» на всю жизнь.


Просмотров статьи: 1706