«ВО МНЕ ЖИВЁТ ТОСКА ПО НЕБУ»: В десантные войска Сергей Юрьевич, ныне старший машинист турбинного отделения Кузнецкой ТЭЦ, попал, будучи уже подготовленным к службе
На его счету значились 400 прыжков, которые он подростком наработал в Новокузнецком авиационно-спортивном клубе. Клубные занятия для пятнадцатилетнего мальчишки, пришедшего в «малую авиацию», значили многое. Да разве только для него! Для большинства новокузнецких пацанов возможность прыгать прямо из самолёта с парашютом означала «такой нереальный восторг!». Хотя небо поначалу и пугало.
– Самым страшным для меня был не первый прыжок. Я во время него был почти в бессознанке, ничего не видел и ничего не понимал. По-настоящему пугающими стали третий и четвертый прыжки. Тогда я уже ясно прочувствовал высоту, понимал, куда лечу и как лечу. Потом стало легче. Однако всё равно перед каждым прыжком душу давило волнение. И в то же время стоило только открыться двери самолета, а мне шагнуть в небеса, как всё вокруг успокаивалось, волнение куда-то исчезало. Всё – ты паришь, – рассказывает бывший десантник.
Справедливо говорят, бывших десантников не бывает. Каждый год 2 августа выпускники клуба, с которыми Сергей Носков проходил занятия по прыжкам с парашютом и с которыми потом при призыве в армию пришёл в «учебку» – Александр Сазонов, Сергей Королев, Игорь Крутиков, обязательно встречаются в День Воздушно-десантных войск. На встречу непременно приезжает и их клубный тренер Александр Борисович Желваков. Много лет назад он переехал из Новокузнецка в Новосибирск, но своих воспитанников помнит до сих пор. Клуб, после происшедшей в Сосновке авиакатастрофы, во время которой погибли пилот и спортсмен-парашютист, закрыли. Но старая авиагвардия по-прежнему помнит друг друга и по-прежнему дружит. Хотя и служили они в разных городах и весях: кого-то отправили в Германию, кого-то – на Украину, кого-то разбросали по российским городам.
Сергей Носков поначалу попал в Прибалтику. Часть находилась в сорока километрах от населённых пунктов, в лесу. Там десантников готовили для ведения военных действий в Афганистане (служба новокузнечанина приходилась на 1982-1984 годы). Сергей, который в части слыл самым метким стрелком («стрелял и за себя, и за того парня»), был в этом списке на отправку в числе первых. «Ну, парень, с такой меткостью непременно пойдешь в Афган!», – говорили ему. Однако в самый последний момент судьба повернула иначе. Новокузнечанина решили отправить совсем в другую сторону – в ГДР, под Магдебург. Здесь при каждом полку была создана отдельная десантно-штурмовая бригада. Десантников готовили к тому, что в случае какой-либо военной ситуации быстро и внезапно захватывать плацдарм для десантирования основных сил. Здесь же в полку были свое стрельбище, своя парашютная площадка для тренировок, собственный военный аэродром. Прыгать довелось из всех видов военно-воздушной техники, что существовала на тот момент в Советской Армии. И хотя служба проходила, в основном, спокойно («обычные армейские будни»), случались и экстремальные ситуации. Однажды во время очередного прыжка едва не разбились двое парашютистов-десантников. Спасло то, что у обоих по счастливому стечению обстоятельств из-за воздушного потока поочерёдно раскрывались и закрывались парашюты. Так и приземлились, считай, на куполах друг друга. Десантнику Носкову во время службы пришлось поучаствовать и в масштабных учениях войск Варшавского договора «Щит-84». Тоже памятное событие.
Демобилизовавшись, Сергей Юрьевич ещё долго не мог «отойти от неба». И по-прежнему ходил на установленные в Новокузнецке парашютные вышки, откуда можно было прыгнуть и хотя бы какие-то секунды почувствовать небо. Потом и эти вышки канули в Лету.
– А жаль! Мальчишкам обязательно перед армией надо пройти проверку высотой. Да и служить следует не год, а хотя бы два, чтобы почувствовать в полной мере военные будни, закалить себя. В жизни потом эти уроки пригодятся, – говорит Сергей.
Недавно всей семьей Носковы ездили в Казань, чтобы навестить младшую дочь и первого внука. И там Сергей Юрьевич увидел два летящих истребителя.
– Сразу вспомнилось былое. И защемило сердце, и так захотелось в небо! Тянет оно. По-прежнему тянет…
Просмотров статьи: 1548