О БАЛЛАХ И БАЛАХ
В школах Новокузнецка подводят итоги учебного года
Во вторник для выпускников школ Новокузнецка завершились итоговые экзаменационные испытания, и уже сегодня они придут в свои образовательные учреждения, чтобы проститься со школьным детством – в городе отгремят выпускные балы. Каким был этот учебный год, каких результатов удалось достичь педагогам и ребятам и что ждёт детей и их родителей в следующем году? О том, как проходит запись в первые классы, об обеспечении школьников бесплатными учебниками, о повсеместном введении безналичной оплаты школьных обедов, а также о строительстве новых школ, ликвидации очереди в детские сады и будущем дополнительного образования, – мы беседуем с председателем комитета образования и науки Инной Мисяковой.
– Инна Николаевна, 23 июня в Новокузнецке состоялся последний в этом году школьный выпускной экзамен. Можете ли оценить уровень подготовки девяти- и одиннадцатиклассников по результатам прошедших испытаний? Есть ли какие-то преимущества по сравнению с прошлым годом? Планируются ли изменения в порядке сдачи ЕГЭ и ОГЭ в следующем учебном году?
– Начну с того, что результаты отдельных итоговых экзаменационных испытаний в этом году во многом зависели от тех изменений, которые произошли в порядке их прохождения. Вы знаете, что в этом году экзамен по математике разделили на два уровня сложности: базовый и профильный. Предполагалось, что вариант повышенной сложности выберут те, кто собирается поступать в технические вузы, где сильные знания по математике необходимы и при поступлении, и во время всего обучения. Базовый же уровень пойдут сдавать школьники, намеренные продолжить обучение в гуманитарных вузах, техникумах, колледжах, и те, кто не планирует дальнейшее образование (для получения аттестата). Однако большинство выпускников предпочло выбрать профильный уровень. В итоге на базовом уровне результаты хорошие, на профильном – более 400 человек, не прошедших минимальный порог. Они имеют право пересдать. Сложности возникли и с прохождением экзамена по английскому языку. Они связаны в основном с техническими моментами: задания и материал для экзамена приходили на дисках, и с записанными на них программами справлялись не все школьные компьютеры – для этого необходимо было более современное оборудование. Не все школы города полностью оснащены такими ПК. Эти моменты повлияли на качественные показатели прошедшего испытания. По остальным предметам результаты нас радуют, в частности, по русскому языку. 18 человек показали на экзамене наилучший результат, набрав максимальные 100 баллов. Не прошли порог всего три человека. Хорошие результаты ребята показали и на всех предметах по выбору. Так что можно сделать вывод, что высокий уровень подготовки выпускники продемонстрировали на тех испытаниях, которые прошли в традиционном виде, к которым все привыкли. Не совсем удачные результаты мы получили на экзаменах, претерпевших изменения. Будут ли перемены в порядке сдачи испытаний на следующий год, пока неизвестно, но думаю, результаты, которые получены в этом году, примет во внимание и федеральный центр мониторинга качества образования, и министерство образования. Решение – за ними.
– Уже сегодня в Новокузнецке пройдут школьные выпускные вечера. Как ребята проведут свой прощальный бал?
– Выпускные вечера у нас пройдут традиционно и только в образовательных учреждениях. В предыдущие годы мы разрешали проведение балов вне школ в тех случаях, когда в них проходил ремонт пищеблоков в рамках федеральной программы по замене оборудования пищеблоков. Сейчас программа завершила своё действие, поэтому все школы проводят вечера в своих стенах. Исключение составляют образовательные учреждения Кузнецкого района – они организуют традиционный большой бал выпускников в ДК «Алюминщик» (в районе всего шесть школ, поэтому они могут себе это позволить).
– Сколько выпускников окончат школу нынешним летом? Каково количество золотых и серебряных медалистов?
– В этом году завершили обучение в школах 2253 одиннадцатиклассника, девять классов окончил 4261 школьник. Золотые и серебряные медали получат 104 человека –77 золотую и 27, соответственно, серебряную. По сравнению с прошлым годом цифра выше, что нас тоже очень радует (в 2014 году медали за отличное обучение получили 73 человека – прим. автора). В качестве позитивного момента можно отметить и то, что мы наблюдаем возвращение интереса детей к получению медали. Когда стало известно, что её наличие никаким образом не влияет на шансы поступления в вуз (дополнительных баллов за медаль не предусмотрено), то статус этого знака отличия упал. Сейчас у учащихся вновь проявляется понимание, что медаль ценна не только как способ набрать большее количество баллов, но и как выражение общественного признания, и что получить её – очень престижно.
– Как проходит запись в первые классы? Готовы ли образовательные учреждения принять всех первоклассников, и все ли из них попадут в желаемые школы? (Не повторится ли прошлогодняя история со школами № 107 и 112?)
– Запись в первые классы городских школ проводится с первого февраля. Сразу хочу сказать, что школы Новокузнецка примут всех первоклассников (их, по предварительным подсчётам, шесть тысяч человек). Порядок приёма регламентирован Федеральным законом «Об образовании», который диктует закрепление за каждым образовательным учреждением определённого микроучастка. Об этом разделении знают родители, информация есть и у нас на сайте КОиН, о том, к какой конкретно школе относится ваш дом, можно узнать также и в ближайшей из школ. От проживающих на микроучастке принимаются заявления – ровно столько, каким количеством свободных мест располагает школа. Они, в свою очередь, регламентированы санитарными нормами. Довольно ограниченное количество свободных мест имеют лицеи и гимназии, которым в силу повышенной сложности образовательных программ запрещается производить обучение в двухсменном режиме. В законе также предусматривается то, что после 1 июля школы смогут принимать детей с любого микроучастка, но только при наличии свободных мест. Желающие быть принятыми в определённую школу, могут обратиться к ним с заявлениями. Информацией обо всех свободных местах с 1 июля также будут располагать районные управления образования, они предложат для обратившихся оптимальные варианты устройства в первые классы школ.
– Инна Николаевна, озвучьте механизм обеспечения бесплатными школьными учебниками в 2015–2016 году.
– Здесь у нас ситуация, как всегда, достаточно сложная. С одной стороны, закон нам диктует, что все учащиеся должны быть обеспечены бесплатными школьными учебниками, с другой стороны, все хорошо понимают, что это очень большие финансовые средства, неподъёмные для бюджета. Финансисты подсчитали: на обеспечение всех школьников бесплатными учебниками, а также рабочими тетрадями необходимо не менее 75 миллионов рублей ежегодно. Поэтому практикуются альтернативные варианты. Часть учебников закупается по субвенции для образовательных учреждений, часть – приобретается школой при помощи родителей и спонсоров, определённым количеством учебников располагают и школьные библиотечные фонды. Также действует общегородской обменный фонд: школы меняются учебниками в том случае, если в одной из них имеются учебники по той программе, по которой она не занимается, но они востребованы в другой, и наоборот. Действует акция «Подари учебник школе», в которой старшие классы предоставляют учебники младшим, получая их в свою очередь от более старших, и так далее. Таким образом, большую часть потребности в бесплатных учебниках мы закрываем. Следует отметить, что в каждой школе в этом вопросе индивидуальный подход. Так, дети из малообеспеченных семей получают бесплатные учебники 100% в полном объёме. Наиболее сложная ситуация у нас складывается с рабочими тетрадями: так как это индивидуальный материал, их приходится закупать ежегодно. Нелегко с обеспечением учебников в лицеях и гимназиях, так как там вследствие постоянного развития образовательных программ очень часто меняется учебный материал.
– Каковы результаты введения безналичной системы оплаты школьных обедов в отдельных школах города? Будет ли распространён их опыт на остальные школы?
– Система зарекомендовала себя очень хорошо в тех 25 школах, в которых она была введена в этом учебном году, и до конца следующего мы планируем её повсеместное введение. С помощью биллинговой системы удалось разрешить многие проблемы и противоречия, которые возникали в решении этого вопроса ранее. Во-первых, каждый родитель точно знает, что конкретно съел его ребёнок и какую сумму он заплатил за свой обед. Вся информация приходит к нему в виде смс на мобильный телефон. Во-вторых, классные руководители освобождены от расчётов и перерасчётов денежных средств детей. В-третьих, повара не вынуждены одновременно принимать деньги и накладывать в тарелку обед – опять же, соблюдаются санитарные нормы. Ещё один плюс – ребёнок может расплатиться специальной картой только за школьный обед, не купит с её помощью чипсы или шоколадку в ближайшем киоске. Так что такой способ оплаты выгоден как родителям, так и учебным учреждениям. В дальнейшем также планируется возможность оплачивать с помощью карты те платные образовательные услуги, которые предлагает школа, что очень удобно. Огромным преимуществом нововведения стало то, что оно не принесло никакой нагрузки для бюджета: фирма, которую выбрали комиссионно, установила специальное оборудование в школах бесплатно. Родители же заплатили только за карту, в период пользования ею деньги взимаются только за дополнительные услуги, к примеру, за развёрнутую информацию о меню их ребёнка.
– Вопросы, которые часто задают наши читатели: когда будет продолжено строительство школы № 81 в Заводском районе и запланировано ли возведение новых школ в строящемся микрорайоне «Новый город»?
– В этом году нас порадовало известие о том, что несмотря на сложную экономическую ситуацию и губернатором, и главой города принято решение о продолжении строительства школы №81. Расходные статьи предусмотрены как в областном, так и в местном бюджетах. На данный момент в строительстве уже выполнен нулевой цикл, начато возведение первого этажа. За отсутствием финансирования работы были приостановлены, но вскоре, после проведения ряда подготовительных процедур, начнутся вновь. Надеемся в 2017 году школу открыть.
Школа на 825 мест в квартале 45-46 также столкнулась со сложностями в финансировании, поэтому «застряла» на начальном этапе строительства. Сейчас общими усилиями администрации города и области найден инвестор, в данный момент ведётся обсуждение вопроса финансирования строительства этого объекта.
– В результате открытия новых дошкольных образовательных учреждений и уплотнения существующих в прошлом году удалось, что неоднократно озвучивалось, полностью ликвидировать очередь детей от трёх до семи лет в детские сады. Как проходит процесс ликвидации очереди детей от полутора до трёх лет?
– Сейчас основные усилия направлены на ликвидацию очереди от двух лет, от полутора мы тоже берём, но меньше. На сегодняшний день ситуация такая: от двух лет очередь закрыта приблизительно на 70%, от полутора – на 40%. Большой шаг в решение проблемы нам, конечно, позволило сделать то массовое открытие детских садов, которое происходило в городе в прошлом году, плюс открытие дополнительных групп в уже работающих учреждениях. Тогда в распоряжении были и федеральные средства, и средства АКО, выделенные Новокузнецку ко Дню шахтёра, и много трудов мы приложили на местном уровне – закрыли два детских дома и переоборудовали их под детские сады. В этом году такие события не запланированы, однако работа по ликвидации очереди будет продолжена. Будем рассматривать возможности открытия дополнительных групп, мест в детских садах. На перспективу могу сказать, что уже утверждено строительство трёх новых детских садов в программе застройки Новоильинского района, где в связи с большим количеством молодых семей проблема очерёдности в детские сады с полутора лет стоит наиболее остро.
– Каковы основные планы в сфере дополнительного образования детей? Будет ли продолжена реорганизация учреждений? Планируется ли предложение альтернативных вариантов занятости детей (развитие системы частных детских центров)?
– Дополнительное образование у нас не предполагает стопроцентный охват, подобно детским садам или школам, тем не менее, задача, согласно дорожной карте и указам Президента, охватить не менее 75%. В Новокузнецке на сегодняшний день действуют 20 учреждений дополнительного образования, многие из них имеют не по одному филиалу, поэтому с поставленной задачей мы справляемся. Львиная доля запланированной оптимизации уже выполнена. Мы закрыли неэффективные учреждения, объединили небольшие в более крупные, что позволило сократить административно-управленческий персонал и увеличить количество педагогов. В настоящее время такая работа проводится в Новоильинке: происходит подготовка к объединению Дома творчества №5 и учреждения допобразования «Спектр» в здании учебно-производственного центра «Молодость Запсиба» на Авиаторов, 56. По инициативе главы района в Новоильнке откроется учреждение подобное Дворцу имени Крупской в Центральном районе. Здесь, в одном месте, будут сосредоточены разные детские кружки и спортивные секции. Планируется, что учреждение откроется уже в следующем году, после ремонта и переоборудования.
Что касается частных детских центров, то с некоторыми из них у нас уже налажено сотрудничество, особенно с оказывающими услуги, которые не могут себе позволить городские учреждения допобразования. Так, одно из них, специализирующееся на углублённых программах обучения иностранным языкам, выдаёт при участии администрации сертификаты обучающимся. В период повышенных требований к уровню владения английским языком оно оказывает обучающимся неоценимую помощь. Ещё один центр оказывает городу поддержку в проведении различных детских мероприятий. Оба учреждения замечательны тем, что социально ориентированы: предоставляют льготы малообеспеченным семьям, участвуют в благотворительных акциях, помогают детским домам.
В настоящий момент субсидии из местного и областного бюджета предполагаются только для учреждений, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Но существует также грантовая поддержка предпринимательских инициатив. Нам необходимо развитие системы таких учреждений, так как это, во-первых, способствует расширению спектра предоставляемых услуг в дополнительном образовании детей, во-вторых, подстёгивает наши городские учреждения к тому, чтобы «держаться на уровне», составлять частным центрам достойную конкуренцию.
Фото Марии Коряга
Просмотров статьи: 1708