КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД: Мэр Сергей Кузнецов отчитался перед депутатами Горсовета о деятельности администрации за 2014 год
Как заметил градоначальник, задачи, которые были поставлены перед муниципалитетом и озвучены в бюджетном послании главы Новокузнецка на 2014 год, в целом выполнены. Об этом, в частности, свидетельствует рейтинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, который ежегодного проводит администрация Кемеровской области. В рейтинге, одним из основных критериев которого является степень удовлетворённости населения работой местной власти, Новокузнецк по итогам 2013 года поднялся с 11-й позиции на шестую. Место, которое наш город займёт в рейтинговой таблице по результатам 2014-го, будет определено во второй половине нынешнего года, но уже сегодня с учётом положительных динамик по ряду показателей можно говорить о том, что оно окажется выше предыдущего.
Вместе с удовлетворительными моментами Сергей Кузнецов указал и на недоработки: главным упущением администрации в контексте эффективного использования бюджетных средств и в свете выявленных в последнее время фактов нарушений в финансово-хозяйственной деятельности в некоторых структурных подразделениях мэрии он назвал слабую организацию внутреннего, ведомственного контроля. Поэтому на сегодняшний день принято решение о системе многоуровневого контроля и назначении куратора, ответственного за качество выполнения тех или иных видов работ – например, в сфере ЖКХ.
– Мы не произведём оплату по представленному акту о выполненных работах, пока под ним не будет поставлено подписей куратора, начальника комитета ЖКХ, его специалиста и главы района. Последняя ступень проверки – финансовое управление, – сказал Сергей Кузнецов. – Кроме того, любой житель города может осуществить собственный контроль и оставить свои замечания на созданной на сайте администрации Новокузнецка специальной странице. Информация, уверяю, будет принята, рассмотрена, по фактам проведено расследование. В прошлом году на благоустройство, дорожную сеть, ЖКХ мы направили 4,9 миллиарда рублей. И теперь при заключении муниципального контракта мы будем осуществлять жёсткий контроль – предварительный, текущий, последующий…
Что касается процесса лицензирования управляющих организаций, который начался в прошлом году, то, как констатировал Сергей Кузнецов, результат получен неудовлетворительный.
– Мы рассчитывали на то, что после лицензирования останутся добросовестные компании, те, которые обеспечены материально-технической базой. Но из-за несовершенства законодательства и предприимчивости бизнесменов, работающих в сфере ЖКХ, 50% УК, получивших лицензию, оказались вновь созданными клонами. Ведь главное условие при получении лицензии – требование о раскрытии информации, а не честность, опыт, наличие репутации управляющей компании. Муниципалитет, следовательно, не мог повлиять на ситуацию. Мы лишь наблюдали и делали то, что нам позволено, – отметил глава города. – Предвидя такой исход, мы в конце 2014 года начали создавать муниципальные управляющие компании. Сегодня их создано четыре. У нас также работает МП «Жилфонд». Все наши УК получили лицензии. И могут вступать в конкуренцию.
Вообще, надо отметить, доклад главы города был исчерпывающим, комплексным, содержательным с точки зрения представленных фактических и статистических сведений, аналитических данных.
Ситуацию, сложившуюся в экономике города, Сергей Кузнецов определил так: «В 2014 году в экономике Новокузнецка, как и в целом по стране, сохранилась тенденция к стагнации. Введение взаимных экономических санкций усугубили напряжённое отношения с западными партнёрами. Обвальное снижение цен на нефть, девальвация рубля, удорожание кредитных ресурсов – в совокупности все эти факторы негативно сказались на развитии промышленности города».
Так, за 2014 год объём отгруженных товаров собственного производства, а также выполненных работ и оказанных услуг всеми категориями производителей Новокузнецка составил 283,6 миллиарда рублей, что на 0,3% ниже уровня 2013 года. Индекс промышленного производства по всем видам деятельности в 2014 году составил 95,7% к уровню 2013 года. Вместе с тем, подчеркнул мэр, металлургические предприятия города смогли обернуть фактор удорожания валюты в декабре 2014 года, а также экономические санкции в свою пользу, расширив рынки сбыта на Кубе, в Бразилии и в странах юго-восточной Азии: объём отгруженных товаров собственного металлургического производства и производства готовых металлических изделий по итогам 2014 года показал рост на 8,8% к уровню 2013 года и в составил в натуральном выражении 164 миллиарда рублей. Сальдированный финансовый результат (конечный финансовый продукт) металлургических предприятий по итогам 2014 года составил 20,5 миллиарда рублей прибыли. И это позволило Новокузнецку стать единственным городом в области, который показал положительное значение прибыли в целом по городу в сумме 8,2 миллиарда рублей. А поскольку наш город «завязан» и на бюджет области, это благоприятно сказалось и на доходах регионального бюджета.
Большую часть своего отчёта Сергей Кузнецов посвятил муниципальному бюджету – формированию его доходной и расходной частей. И это понятно, ведь без понимания сути финансового вопроса неправильно было бы давать какую-либо оценку сегодняшней ситуации или говорить о перспективах, направлениях развития города. Выводы относительно финансовой обстановки в городе мэр сделал, опираясь на аналитических выкладках в разрезе 10 лет – с 2005 по 2014 годы.
Собственные доходы
Доходная часть бюджета Новокузнецка в 2005 году составляла 8 миллиардов рублей, в 2014-м – 19 миллиардов. Однако при видимой тенденции к увеличению доходов сама их структура изменилась. Уже в 2005 году доля собственных доходов снизилась с 55% до 34%, а доля безвозмездных поступлений (дотаций, субсидий, субвенций из бюджетов других уровней), напротив, менялась в обратную сторону: по итогам 2014 года – с 45% до 66%.
И если смотреть глубже в структуру собственных доходов, то можно отметить следующее: на динамику поступления налога на доходы физических лиц (а роль НДФЛ в формировании местного бюджета велика) влиял утверждённый бюджетным законодательством норматив отчислений в местный бюджет – в 2005 году в муниципалитете оставалось 60% от НДФЛ. С 2006 года этот показатель варьировался от 36% до 38,7%. В 2014-м он составил 28%. При этом поступления от НДФЛ показывали постепенный рост благодаря индексации заработной платы и разовых поступлений налога, уплаченных после продажи горожанами имущества или получения дивидендов. И если бы коэффициент отчислений налога на доходы физических лиц остался на уровне 2005 года, насущные проблемы города можно было бы решать, конечно, более эффективно.
Впрочем, в 2006 году изменения произошли в сфере земельных правоотношений. С января 2006-го земельный налог начал исчисляться от кадастровой стоимости земли. Земля стала основой формирования собственной доходной базы муниципалитетов. И поступления от земельного налога в течение 10 лет значительно увеличились – в 2014 году они превысили уровень 2005 года в 1,5 раза. По этой же причине произошло увеличение поступлений и от аренды земли – уровень 2014 года превысил уровень 2005-го в 2,4 раза.
На увеличение поступлений от арендной платы за землю повлияли и проведённые в 2008 году соответствующие аукционы на право аренды земельных участков под жилищное строительство, которое было инициировано крупными застройщиками города в связи с возможностью участия в государственных программах по сносу аварийного жилья. Кроме того, с 1 января 2014-го увеличился норматив отчислений арендной платы в местный бюджет – с 80% до 100%. Вместе с тем проведённые работы по государственной кадастровой оценке земель не обеспечили в должной мере её соответствие с рыночной стоимостью объекта. И это обстоятельство повлекло массовое оспаривание в судах установленной кадастровой стоимости земли. Следствием таких процессов стало неисполнение плана бюджета города по собственным доходам от использования земель. И из этого, заметил Сергей Кузнецов, надо извлекать уроки.
Другим источником пополнения бюджета – из неналоговых доходов – явились доходы от реализации муниципального имущества и продажи земельных участков. Пик приватизации пришёлся на 2007 год: за счёт продажи крупных ателье, парикмахерских, кинотеатров, других объектов. Больше всего поступлений от реализации крупных, инвестиционно привлекательных земельных участков наблюдалось в 2013 и 2014 годах.
– Это уже новейшая история города, – сказал глава города. – И произошло это благодаря нашему совместному решению (администрации и депутатского корпуса – прим. автора) о продаже земли только через конкурс.
Безвозмездные поступления
Дотации, субсидии, субвенции, приходящие в местную казну из бюджетов других уровней, в денежном выражении увеличились по итогам 2014 года в 3,3 раза к уровню 2005 года. Но и количество переданных на уровень муниципалитета полномочий увеличилось – с 36 до 61. Городской бюджет является социально направленным. И его расходы за 10 лет выросли по этой причине в 2,3 раза. Если в 2005 году на содержание бюджетных учреждений социально-культурной сферы ежегодно направлялось 55% (4,5 миллиарда рублей), то в 2014-м муниципалитет потратил на эти же цели 12,6 миллиарда рублей, или 64% от общей суммы расходов бюджета Новокузнецка. В частности, расходы на оплату труда бюджетников увеличились в три раза, на меры социальной поддержки – в 4,5 раза. И здесь хочется сказать, что при всей важности таких затрат, объективен также тот факт, что рост социальных обязательств, возлагаемых на город, во многом не позволяет мобилизовать в достаточном количестве средства на городские нужды, например, на развитие инженерной инфраструктуры… Таким образом, исполнение доходной части бюджета Новокузнецка снижалось с 99% в 2008 году до 78% – в 2013-м. Кризис конца 2008 года усугубил ситуацию, и к концу 2010-го объём кредиторской задолженности по сравнению с концом 2007 года вырос в пять раз. Далее начал наблюдаться рост долговой нагрузки, которая достигла к 1 января 2014 года 3,7 миллиарда рублей. Ситуация с бюджетом города сложилась непростая. И это результат и изменения в бюджетном законодательстве, и сложившейся на протяжении ряда лет диспропорции в расходной и доходной частях бюджета города, и сложной внутренней и внешней экономической ситуации.
– В течение всего 2014 года мы прилагали усилия к снижению кредиторской задолженности, – отчитался Сергей Кузнецов. – К концу 2014 года её удалось уменьшить на 664 миллиона рублей. Кредиторская задолженность включена сегодня в муниципальные программы и, соответственно, в бюджет Новокузнецка на 2015–2016 и 2017 годы. Считаю, что мы сделали главный шаг – предусмотрели погашения долгов в городском бюджете… К сожалению, без кредитов мы обойтись не можем. Деньги нужны как на кассовый разрыв, так и на рефинансирование муниципального долга. Кроме того, при существующих сегодня параметрах бюджета мы обязаны обеспечивать исполнение полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом №131-ФЗ, а также – реализацию майских указов президента, поручений губернатора и наказов избирателей. Именно поэтому весь 2014 год мы работали над тем, чтобы сбалансировать наши доходы и расходы. И это стало нашим приоритетом. Нашей стратегией.
Что сделано в 2014 году
1. Снижены неэффективные льготы по арендной плате муниципального имущества для субъектов малого и среднего бизнеса (поступления уже идут, и на сегодняшний день от оптимизации в данном направлении бюджет получил 12 миллионов рублей).
2. В план приватизации включены дополнительные объекты муниципального имущества, изъятые из оперативного управления муниципальных учреждений (это 10 нежилых помещений и продажа двух объектов субъектам малого и среднего предпринимательства) с рассрочкой платежа. Это позволит привлечь 14 миллионов рублей.
3. Продолжена работа комиссии по формированию инвестиционных площадок города для строительства объектов различного назначения. В 2013–2014 годах было принято к рассмотрению 203 перспективные площадки. К концу 2014 года в КУМИ для реализации было передано 87 паспортов таких участков. С аукционов продано четыре участка на сумму 398 миллионов рублей. Кроме того, заключено 25 договоров аренды земли, по условиям которых в 2014 году город получил плюсом 90 миллионов рублей. Ещё 62 участка к концу 2014 года находились в работе.
4. На 35 миллионов рублей состоялся выкуп 513 земельных участков по заявкам от собственников зданий и сооружений, расположенных на них. Эти участки были оплачены и выкуплены предпринимателями.
5. Предприятиями муниципального транспорта получены дополнительные доходы от прочих услуг на общую сумму 12 миллионов рублей. И это, как сказал Сергей Кузнецов, только начало.
6. Принято решение об увеличении с 15% до 50% перечислений в бюджет чистой прибыли муниципальных предприятий. Это позволило мобилизовать в бюджет в четыре раза больше доходов.
В целях оптимизации расходной части бюджета в период отчётного года проводилась следующая работа:
1. Завершилось объединение двух предприятий автотранспорта в одно – ПАТП №1, а также – двух предприятий горэлектротранспорта в муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие. Прогнозируется, что оптимизация эксплуатационных затрат внутри предприятий даст экономический эффект в 25 миллионов рублей.
2. Прекращено право собственности на муниципальное общедомовое имущество многоквартирных домов. Городу оно не нужно, но нужно людям, которые живут в этих домах. Собственникам многоквартирных домов передано 24 внутренних помещения и подвалов. Деятельность в этом направлении будет продолжена.
3. Продолжается деятельность, начатая в 3013 году, по оптимизации образовательных учреждений. Общая экономия в прошлом году составила более трёх миллионов рублей.
4. Процесс объединения централизованных бухгалтерий комитетов и управлений администрации должен быть завершён до 1 июля этого года. «Как бы меня за это ни критиковали, мы завершим этот процесс, – сказал Сергей Кузнецов. – Вместо семи юридических лиц, которые есть сегодня, останется одно. Территориально они будут находиться в Центральном, Заводском и Кузнецком районах».
5. Продолжится работа по реорганизации муниципальных учреждений здравоохранения, а также – системы дополнительного образования. В допобразовании планируется сократить 35 штатных единиц административно-управленческого и вспомогательного персонала. Фонд стимулирующих выплат, таким образом, должен увеличиться на 7,5 миллиона рублей. Деньги будут направлены на повышение заработной платы работникам.
6. Сокращаются и хозяйственные затраты по аппарату управления. Глава города запретил, прежде всего, приобретать новое оборудование и предметы роскоши. Бюджетные расходы уже уменьшены на 416 миллионов рублей. В результате проверок сметной документации на ремонтно-строительные работы муниципальных объектов, устранены факты завышения стоимости работ материалов на сумму порядка 30 миллионов рублей.
Планы на 2015, 2016 и 2017 годы
С учётом особенностей формирования городского бюджета в ближайшие три года необходимо, сказал Сергей Кузнецов, качественно изменить подход к работе каждого муниципального служащего – от заместителей главы до рядового специалиста. Необходимо переломить ситуацию формирования собственных доходов, довести до ума начатые оптимизационные процессы, обеспечить работу ведомственного контроля.
Резервом развития города должно стать муниципальное имущество и земля. Особое внимание должно быть уделено наведению порядка в вопросах строительства и использования земельных участков в связи с внесёнными изменениями в Земельный кодекс РФ. Нововведения, в частности, предусматривают возможность обращаться в суд с требованием о продаже объекта, строительство которого не завершено в течение трёх лет. Последовательная работа в этом направлении должна помочь в ликвидации долгостроев.
– В части определения приоритетов развития у нас появился чёткий ориентир – зона экономического благоприятствования «Кузнецкая слобода». И первый её участник у нас уже есть, – сообщил Сергей Кузнецов. – Цель на ближайший год – привлечь ещё как минимум двух. Запущен также проект индустриального парка «Кузнецкий» в Заводском районе. Он ориентирован на производство и сервисное обслуживание горношахтного оборудования. Ещё один проект – и это событие последнего времени – создание в Новокузнецке крупнейшего за Уралом высокотехнологичного агропромышленного комплекса. Переговоры с инвесторами начались в прошлом году. Уникальность комплекса заключается в том, что здесь будет налажен полный безотходный цикл производства: от заготовки кормов до реализации готовой мясной продукции. В производственном цикле будет задействовано более десяти вспомогательных производств, не имеющих себе равных в техническом оснащении. Планируется, что агрокомплекс будет построен в Новоильинском районе. Его запуск даст нам порядка 1200 рабочих мест только на основном производстве.
«Нам доверяют»
Отдельно Сергей Кузнецов остановился на вопросе взаимодействия администрации с городским сообществом, рассказал о работе с обращениями граждан, отчитался о выполнении наказов горожан.
Что касается последнего, то ситуация с выполнением наказов жителей Новокузнецка улучшилась по сравнению с концом 2014 года кардинально. На сегодняшний день выполнено 40% из них: сделан ремонт поликлиник в Новоильинском, Кузнецком и Центральном районах, проведены ремонтные работы в детской больницы №3 в Заводском районе. Капитально отремонтирована школа №13 в Новоильинском. Выполнено освещение улиц Магнитогорской, Херсонской, 13 микрорайона. Частично освещена улица Новосёлов в Новоильинке. Многое, конечно, удалось решить благодаря проведению в Новокузнецке Дня шахтёра.
Обращений от горожан поступило в 2014 году 14 тысяч, их количество по сравнению с 2013 годом увеличилось на 15,5%.
– Это хороший показатель. Нам доверяют, – подытожил глава города. – Важно также, что новокузнечане стали больше обращаться к местной власти – 93 процента от всех обращений. То есть мы решаем вопросы на месте, не привлекая вышестоящие органы. Количество обращений в адрес Кемеровской области сократилось на 11 процентов. На 51 процент стало меньше обращений в управление президента РФ. Поэтому есть все основания говорить о том, что мы реализовали принцип полноты взаимодействия с горожанами и обеспечили прозрачность работы с людьми. Считаю также необходимым обратить внимание на динамику уровня удовлетворённости населения деятельностью органов местного самоуправления, которые в свою очередь оцениваются по итогам социологических опросов новокузнечан. Так вот, за три года этот показатель увеличился с 37 до 46 процентов, и это оказало влияние на комплексную оценку Новокузнецкого городского округа и нашего места в ежегодном рейтинге, который составляет администрация Кемеровской области.
Виктория Николаева
Справка | Доходы и бюджет
Отклонения от ожидаемых поступлений в городскую казну за 2014 год составили более 300 миллионов рублей. По состоянию на 1 января 2015 года доходов в бюджет города поступило чуть больше 19 миллиардов рублей. Расходы составили 19,5 миллиарда рублей. Дефицит бюджета – 498 миллионов, что в 1,5 раза ниже дефицита бюджет 2013 года.
На уровень собственной доходной части бюджета города в 2014 году дополнительное негативное влияние оказали следующие факторы:
1. Смена местонахождения 417 субъектов бизнеса: по причине их ухода с рынка города потери бюджета составили как минимум 40 миллионов рублей. Ещё 300 хозяйствующих субъектов покинули пределы области и снизили уже областные доходы на 370 миллионов рублей.
2. Снижение поступлений НДФЛ на 173 миллиона рублей. В том числе: по причине уменьшения норматива отчислений в местный бюджет, сокращения налогооблагаемой базы НДФЛ вследствие оптимизации штата крупных предприятий и роста неформальной занятости населения.
3. Сохранение 65 миллионов рублей недоимки по местным налогам, которые в течение 2014 года не удалось мобилизовать в бюджет.
4. Неисполнение плана по поступлению земельного налога на сумму 95 миллионов рублей за счёт оспаривания кадастровой стоимости земли.
Фото Марии Коряга
Просмотров статьи: 1572