Новокузнецкое городское телерадиообъединение

"СКОРО ОНИ ОЖИВУТ... И ЗАГОВОРЯТ!..": с началом Великой Отечественной войны Западная Сибирь, в том числе и юг Кузбасса, превратилась в крупную госпитальную базу: в далёкий от фронта Сталинск стали приходить санитарные поезда

Газета «Новокузнецк», выпуск №17 (807)  //  Рубрика: К 70-летию Победы

 

Всего до ноября 1943 года город принял 80 таких составов.

В Сталинске по приказу Сибирского военного округа с первого месяца войны приступили к развертыванию эвакогоспиталей. Ведущим среди них стал госпиталь №1241 на 1200 коек. Следом один за другим начали открываться и иные. В оперативном режиме для приёма и лечения раненых было сформировано 11 госпиталей. В их распоряжение были отданы лучшие городские здания: дом отдыха «Топольники», педучилище, общежития пединститута, школы. Так, 19 июля 1941 года на Нижней Колонии на базе первой горбольницы был сформирован госпиталь №2488. Начальником его назначен главврач больницы Геннадий Николаевич Бухвостов. В ведение госпиталя отошла лаборатория со всем её штатом. Из трёх больничных отделений было создано одно, но самое важное по тем временам – хирургическое.

…Узнать забытые и доселе неизвестные факты той «госпитальной эпопеи» стало возможным буквально на днях. Из изданной ГКБ №1 книги «Первая городская. Годы испытаний». Надо отметить, не в каждом больничном учреждении решатся на такой проект. Но здесь всё совпало. Нашёлся автор-составитель, архивист, собиратель воспоминаний и обработчик материала – заведующая музеем больницы Людмила Ивановна Фойгт. Инициативу издания к 70-летию Победы книги на 350 экземпляров поддержало и руководство ГКБ №1 – главврач Василий Мальчиков и заместитель главврача Людмила Багина. Чтобы книжное издание увидело свет, свою руку приложила дизайнер Татьяна Кожевина.

По данным архивных документов и очевидцев тех лет, Сталинск в первые военные недели был готов к приёму раненых солдат и офицеров. По словам начальника госпиталя №1241 Ивана Романовича Виноградова,

____________________________________________________________

первый санитарный поезд жители города встречали с цветами

____________________________________________________________

Первые прибывшие были с лёгкими и средними ранениями. В дальнейшем стали доставлять бойцов только с тяжёлыми ранами и заболеваниями. Большинство из прибывших нуждались в срочной операции. Хирургам приходилось делать до 40 операций в день. В книге приводится и рассказ Валентины Никитичны Ананьиной-Артюховой, которая после окончания в 1943 году Сталинского медучилища была направлена в эвакогоспиталь №1241:

Дорога с фронтовой полосы до Сталинска была очень длинной, это приводило к тому, что в ранах некоторых фронтовиков копошились черви. Бельё было завшивленым настолько, что в санобработке насекомых буквально сметали веником. Мыла было недостаточно. В результате моя подруга заболела тифом... А лечили чем?! Сульфедином! Он использовался в качестве антибиотика. Стрептоцидом засыпали раны, перекисью, марганцовкой – дезинфицировали. При операциях использовался в основном эфир.

В условиях военного времени в арсенале медиков был относительно небольшой выбор медпрепаратов: пирамидон, риценаль, ртуть, хинин. Перевязочный материал в целях экономии использовали дважды (за исключением того, что оставался после больных гангреной – его сжигали). Не один километр бинтов пришлось постирать и прогладить санитаркам. Утюг раскаляли до шипения на плите или разогревали раскалёнными докрасна углями. Но и при таких условиях по госпиталям регулярно рассылались приказы Наркомата здравоохранения об экономии лекарственных средств. Чтобы поддержать силы раненых, была разработана целая система «рациона при использовании в пищу дикорастущей зелени»: крапивы, клевера, листьев берёзы, одуванчика, настоя хвои и квашеной капусты зимой.

Есть в книге и записи из воспоминаний медсестры госпиталя №1241 Анны Фёдоровны Савченко:

– Из-за нехватки медперсонала у кроватей раненых приходилось проводить по две-три смены. Ни лифтов, ни подъёмников. Нам, молодым девчонкам, приходилось таскать раненых на носилках. А силёнок-то маловато! Кормили однообразно: утром и вечером – овсяная каша, хлеба – по 320 граммов в сутки.

_________________________________________________________

первые дни в палатах стояла такая тишина, что даже страшно было: а вдруг все умерли

_________________________________________________________

Сергей Михайлович Аврамов, ведущий хирург госпиталя №1247, успокаивал: «Не волнуйся, Анечка, сейчас раненые просто наслаждаются раем, в который попали. Скоро оживут, заговорят»

Нагрузка на медперсонал была большая. И тем не менее еженедельно во всех отделениях госпиталей проводились научные совещания, на которых обсуждались вопросы организации лечебной работы. При этом медики должны были в обязательном порядке принимать участие в соцсоревновании между отделениями. Каждый сотрудник госпиталя имел индивидуальные обязательства, которые неукоснительно следовало (военная дисциплина) выполнять.

В книге приводятся материалы новосибирского областного архива, где хранятся отчёты начальников эвакогоспиталей за 1941 год. Масштабные по объёму, они зачастую написаны на старых прочитанных газетах или на обойной бумаге. Любопытно, что наряду с графами о статистике пролеченных и оперированных больных, в них присутствуют данные о постановке воспитательной работы среди раненых и медперсонала. Одним из действенных «инструментов» воспитания во время войны была стенгазета. Её выпуски должны были обязательно включать критические материалы о недостатках в работе медицинского коллектива госпиталя.

Все усилия медиков были направлены на восстановление трудоспособности бойцов в короткие сроки (а из Сталинска на фронт за эти годы отправили 50 процентов излечившихся). Поэтому в городских госпиталях проводилось комплексное лечение: лечебная физкультура здесь сочеталась с трудотерапией. Для чего в госпитале №1241 были созданы мастерские: сапожные, портняжные, по ремонту медицинской аппаратуры. Недалеко от деревни Куртуково в подсобном хозяйстве раненые выращивали картофель, капусту и даже горчицу. Выздоравливающие офицеры и солдаты, работавшие на сельхозугодьях, жили в палатках прямо в поле. Урожай отправляли в овощехранилища, расположенные на территории госпиталей. Для тех, кто выздоравливал, проводили и военную учебу. Ведь завершив лечение, они вновь отправлялись на фронт.

Жизнь эвакогоспиталей после окончания смены врачей и медсестёр продолжалась. После своего трудового дня у станков в палаты приходили горожанки. Они дежурили у постели тяжелораненых, мыли помещения, стирали бинты. Заботились о выздоравливающих бойцах школьники. Читали им газеты, писали под диктовку письма, приносили в палату полевые цветы и овощи. После такой всенародной любви и поддержки бойцы гораздо увереннее шли на поправку.

Татьяна Шипилова

Фото Марии Коряга.


Просмотров статьи: 2279