Новокузнецкое городское телерадиообъединение

КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ "СТАЛЬ": групповая научно-исследовательская работа «Как закалялась «сталь» Сталинска» признана одной из лучших на ежегодном городском конкурсе «Гордость Отечества»

Газета «Новокузнецк», выпуск №14 (804)  //  Рубрика: К 70-летию Победы

Конкурс на этот раз посвящён 70-летию Великой Победы и организован военно-спортивным центром «Патриот» совместно с городским советом ветеранов.

Готовясь к конкурсу, участвующие в нём школьники смогли прикоснуться к трагическим и героическим страницам Великой Отечественной войны. Они изучили множество книг, газет, архивных материалов, беседовали с ветеранами. «А это значит соприкасались с живой историей», – говорят старшеклассники 64-й новокузнецкой школы – Сергей Устинов, Дмитрий Бардокин, Юлия Деревенко и Егор Иванов. Коллективная работа этой любознательной четвёрки под руководством учителя истории Екатерины Кордешовой и была названа одним из наиболее полных и интересных исследований. Учеников 9-х и 11-х классов заинтересовала тема Сталинска в годы войны, а именно «Роль культуры в формировании духа Победы».

Ребята не только проштудировали архивные и газетные материалы, предоставленные им Новокузнецким краеведческим музеем. Для наиболее полной разработки темы они встретились с очевидцами событий тех лет – Петром Феоктистовичем Жариковым, Клавдией Васильевной Грачёвой, Галиной Александровной Кочергиной и другими.

– Надо было видеть, с каким удовольствием общались с нашими ребятами ветераны. Пожилым людям было радостно осознавать, что молодёжь интересуется этой темой, что она по-прежнему волнует подрастающее поколение, – подчёркивает Екатерина Александровна Кордешова.

Взгляд в прошлое интересен старшеклассникам ещё и потому, что их деды и прадеды тоже были участниками Великой Отечественной. Дедушка Димы Бардокина, например, командовал расчётом пулемётчиков. В 1942 году получил тяжёлое ранение, и его комиссовали. А родственник Егора Иванова, тракторист Филипп Никифорович Аботнин, в годы войны и в сушь, и в непогоду под градом огня вывозил на тягаче на позиции тяжёлую военную технику.

Интересный факт, который одним из первых отметили юные исследователи:

______________________________________________________________

В день, когда началась война, 22 июня 1941 года, в Сталинске намечалось праздничное открытие Водной станции одновременно с Парком культуры и отдыха, расположенным на её территории. Но открытия не состоялось. В 16 часов местного времени по городскому радио было объявлено о начале Великой Отечественной войны

______________________________________________________________

В партийные комитеты и военкоматы непрерывным потоком пошли добровольцы. Только за один день было подано 1360 заявлений, а за первый месяц войны – более 10 тысяч. Всего же на фронтах Великой Отечественной воевали 64 тысячи сталинцев-новокузнечан. 15 тысяч из них погибли.

С первых же дней войны помещения многих культурных центров были переданы под госпитали и производственные цеха.

_________________________________________________________________

К примеру, краеведческий музей отдали под склад, а в Спасо-Преображенском соборе разместили хлебозавод. Но кинотеатр «Коммунар», городской театр, стадион, детский дом культуры и другие клубы и не думали закрывать

_________________________________________________________________

Здесь показывали кинофильмы, проводили лектории, устраивали танцы, по-прежнему собирались участники художественной самодеятельности. По свидетельству Клавдии Васильевны Грачёвой, с которой встречались ребята, среди жителей Сталинска популярным был клуб на Островской площадке.

– Деревянный, с большой сценой, с двумя большими залами. Один был предназначен для танцев, другой – для просмотров фильмов. Это был единственный в городе клуб, в котором с 1942 года в праздничные новогодние дни крутилась наряженная ёлка. На танцы в клуб мы шили себе наряды: из чёрной ткани – юбки, из белой – кофточки. На ноги натягивали белые носочки и такие же белые, намазанные мелом, парусиновые туфли, – вспоминает она.

В военные годы в Сталинске действовало три театра, в которых попеременно работало около десятка трупп, эвакуированных со всех концов страны. Сибиряки увидели уникальные образцы культуры и искусства общесоюзного масштаба. Первым в Сталинск приехал Новосибирский драматический театр. В первые же недели военной жизни был поставлен спектакль на патриотическую тему «Парень из нашего города». Затем театр уступил сцену и квартиры актёрам Ленинградского академического театра имени А.С. Пушкина. В его репертуаре были как военно-патриотические пьесы, так и лёгкие развлекательные. («Смех тоже был живительной силой, он помогал выживать»). Так, с громом оваций шёл спектакль Соловьёва «Фельдмаршал Кутузов».

Чуть меньше двух лет прожил в нашем городе коллектив Московского Государственного театра оперетты, который за время своего пребывания в Сталинске дал 400 шефских концертов. Легендой тех лет стала актриса театра Елена Малукова, которая собрала из артисток хора бригаду, чтобы штопать бельё в местном госпитале. Эта «опереточная дива» днём стояла у мартеновских печей, а вечером выступала на сцене. Об этом свидетельствовала газета «Большевистская сталь» (от 19 сентября 1943 года) в заметке под названием «Сталевары – артистке!». Весь свой заработок «товарищ Малукова отдаёт в фонд обороны... Сталевары благодарят актрису и обещают посылать в далёкую страницу свои приветы тысячами тонн необходимого фронту металла», писало издание.

Москвичи были поражены масштабами и самоотверженностью рабочих Кузнецкого металлургического комбината. Вдохновлённые их трудовым порывом, актёры оперетты решили и сами в рекордно короткие сроки (с июня по октябрь 1942 года) поставить два больших спектакля – «Дочь тамбур-мажора» Оффенбаха и «Табачный капитан» Щербачёва. Энтузиазм и талант исполнителей вселяли в «стальных» жителей Сталинска оптимизм, заставляя поверить их в нашу общую победу. За время своего пребывания в городе актёры Московского театра оперетты дали 500 спектаклей, выпустили 14 премьер.

В декабре 1942-го открыли сезон и эвакуированные детские театры – коллективы Центрального детского и Государственного детского театра имени М. Горького. До сих пор помнят ветераны города и выступления оркестра Ленинградской филармонии под управлением выдающегося дирижёра Евгения Мравинского. Успешно в культурную жизнь города вписался и последний из эвакуированных театральных коллективов – Львовского театра имени Зеньковецкой. Спектакли, что шли на русском и украинском языках, тоже находили своего благодарного зрителя. Причём не только из числа жителей Сталинска, но и из ближайших деревень. Так, по воспоминаниям Валентины Александровны Евдокимовой, которая в те годы жила в селе Байдаевка, чтобы попасть на один из театральных спектаклей, она с подругой шла четыре часа по шпалам железной дороги, по которой возили в город уголь от шахты Байдаевской. «Взяли мы туфельки, платьица и пошли. В театре было много народа, все нарядные. Нам очень понравились артисты, костюмы были красивые, играл оркестр… Домой возвращались снова по шпалам».

Тяжёлыми трудовыми буднями была наполнена и жизнь актёров Сталинского драматического театра, который в сентябре 1941 года по решению правительства был направлен в Ленинск-Кузнецкий. В его репертуаре значительное место занимали спектакли, связанные с войной и трудом в тылу: «Героическое дело требует героического слова». Не раз актёры выезжали на отдалённые шахты играть спектакли, став любимчиками горняков. На каждый невыездной спектакль театр выделял десять бесплатных мест для стахановцев того времени.

Театр ставил не только спектакли, но и специальные программы, связанные с жизнью шахт: «Уголь – фронту», «Жгучий уголёк».

Выступления Сталинского драматического театра пользовались немалой популярностью. А игра актёров даже вызывала душевные потрясения. Юные исследователи в своей работе приводят воспоминания старейшей актрисы театра Риты Исааковны Риккер:

– На спектакле «Русские люди» Константина Симонова, что шёл в госпитале для выздоравливающих раненых, был такой случай. В зале сидел молодой боец, который из-за контузии потерял речь. Врачи говорили, что сильное, неожиданное потрясение могло бы, возможно, вернуть ему дар речи. Взволнованно встретили бойцы новую работу театра. Когда закончился спектакль, в зале наступило напряжённое молчание. Затем – гром аплодисментов, и вдруг раздались громкие, полные радости крики. Все оглянулись и увидели того самого бойца, который до начала спектакля не мог произнести ни звука. Через несколько дней его речь полностью восстановилась. Артисту А.В. Анатольеву, исполнителю главной роли, был вручен тогда значок «Отличник здравоохранения».

Небывалый случай в жизни театров! Всё-таки недаром в народе ходит выражение о великой силе искусства…

Татьяна Шипилова

Фото Марии Коряга.


Просмотров статьи: 1058