Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ДУША ДЛЯ КУКЛЫ И КУКЛЫ ДЛЯ ДУШИ: в мире отметили День кукольного театра

Газета «Новокузнецк», выпуск №11 (801)  //  Рубрика: Город и горожане

А мы побывали в гостях у новокузнецких кукольников, чтобы поздравить их и узнать, как они его провели.

День кукольника – праздник совсем ещё молодой и пока малоизвестный. Традиция соотносить этот день с искусством изготовления и управления куклами на сцене родилась 13 лет назад, в Атланте, на заседании Международного союза деятелей театра кукол. Тогдашний президент этой организации Маргарета Никулеску, читаем в Интернете, обратилась ко всем присутствующим с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства – театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!» Позиция Маргареты была всесторонне поддержана, и День кукольника прочно вошёл в международный календарь. Правда везде справедливо указывается, что первоначально идея принадлежала другому деятелю кукольного театра – ещё двумя годами ранее с таким же предложением к общественности выходил Дживада Золфагарихо из Ирана. Однако тогда всё осталось на уровне дискуссии.

Сегодня День кукольника широко отмечается во многих странах мира как профессионалами, так и поклонниками такого рода искусства. Следуя призыву Никулеску, работники театров и творческих кукольных коллективов организуют необычные спектакли, творческие встречи, концерты и другие мероприятия.

Кукольник – слово многозначное. Относительно профессии оно обозначает как артиста кукольного театра (ведущего кукольное представление, кукловода), так и изготовителя кукол – бутафора, художника. Выбирая, к кому пойти в гости в Новокузнецкий театр кукол в связи с праздником, мы долго не думали: к артистам, режиссёрам все ходят чаще, про них больше известно, они – на виду. А вот что мы знаем про тех, в чьи задачи входит не постановка спектакля и игра на сцене, а всесторонняя подготовка к нему (изготовление декораций, костюмов, кукол)? Экскурсия в бутафорский цех показалась нам более чем интересной.

В нём работают шесть человек: заведующая цехом, художник-модельер театрального костюма, конструктор, два бутафора и художник-декоратор. Каждый из них отвечает за свою часть работы, однако по ходу действия зачастую им приходится помогать друг другу, а при необходимости – и замещать.

Работа цеха запускается с планёрки. Режиссёр рассказывает художнику свою задумку, идею будущего спектакля (если сам не является «два в одном»), тот делает эскизы, рисунки, схемы будущего представления, продумывает систему кукол и со всем этим идёт к мастерам. Сначала за дело берётся конструктор – изготавливает декорации и каркасы будущих кукол. С каркасами работают бутафоры – обшивают их материалами (поролоном, тканью) или изготавливают тело куклы из дерева, папье-маше, шьют для будущей куклы костюмы. Заключительная часть – за художником-декоратором. Ему необходимо расписать декорации и кукол, сделать им лицо, нанести последние штрихи – вдохнуть в куклу жизнь. Несколько особняком работает художник-модельер театрального костюма – ему нужно подготовить костюмы для артистов-кукловодов, также согласовав модели с художником. И при случае – помочь с костюмами для кукол бутафорам (советом или помощью в разработке модели).

Все эти люди, с которыми мы познакомились в цехе, оказались людьми неординарными, каждый со своим особенным представлением о профессии кукольника. Говорят, что это и позволяет им столько времени работать рука об руку.

Конструктор Виктор Иванович Ковалёв – единственный мужчина в этом микроколлективе. На нём – и это самая сложная работа – обязанности продумать, сконструировать, изготовить основу кукол, так сказать, начать воплощение режиссёрской идеи в реальность. Специально этому ремеслу Виктор Иванович не учился, говорит – как-то само собой пришло. До пенсии работал в электросталеплавильном цехе на КМК и, может, работал бы на заводе и дальше, но всех пенсионеров сократили, и пришлось задумываться о других вариантах заработка. В театр кукол попал случайно, «привели» золотые руки. С первым своим заданием – изготовить избушку на курьих ножках с крыльями – справился на славу. И вот уже шесть лет готовит самые разнообразные конструкции для спектаклей, по его подсчётам – таких уже больше двадцати. Виктор Иванович свою работу очень любит, дорожит ею, единственное, за что переживает, – что пока свой опыт и умения передать некому и что нет у него учеников на замену, если понадобится.

Модельер театрального костюма Татьяна Мердешева работает в Новокузнецком театре кукол уже 25 лет. Все костюмы артистов театра сшиты Татьяной – от разработки модели до последней пуговицы. Своей основной задачей модельер видит адаптирование костюма для сцены: создание такой модели, чтобы в ней было удобно участвовать в действе, артист ощущал комфорт и свободу, и при этом – смотрелся так, как задумано режиссёром. Часто Татьяне приходится пользоваться разнообразной литературой по истории костюма, иногда, чтобы вжиться в образ, – по истории самой эпохи, нравов и так далее.

Очень интересная работа у декоратора Ларисы Туплинской. Расписывает кукол она уже почти 20 лет. Выбор профессии определил характер: Лариса очень домашний человек. Рассказывает, что после окончания художественной школы были мысли о том, чтобы ехать в другие города, поступать в высшие художественные учебные учреждения, но себя обмануть не удалось – родные оказались дороже. Окончив курсы художника-оформителя, Лариса устроилась в театр кукол и нисколько об этом не жалеет. Вообще этим видом творчества «болеет» с детства – ещё учась в школе, помогала маме, воспитателю детского сада, делать разнообразные поделки для занятий, а также расписывала стены в детском саду.

Лариса умеет не только расписывать, но и делать кукол из любого материала, иногда занимается бутафорской работой. Однако своей домашней коллекции у неё нет, говорит, потому что нет желания, «хватает на работе». Художник верит, что каждая сделанная ею кукла обладает душой, которая несёт в себе частичку души мастера. Иногда даже бывает страшно что-то пришивать или подправлять на готовой кукле, кажется, что она может чувствовать боль или обижаться.

Вкладывание собственной души в процесс изготовления куклы, по мнению наших героев – неотъемлемое условие их работы. «Научиться можно хоть чему, и наше дело – не исключение. Однако если нет чего-то такого внутри, что даёт возможность делать его хорошо, то толку никакого не будет. Надо иметь особый склад характера, любить это ремесло, – в один голос говорили они. – А ещё уметь работать в союзе с товарищами, приходить к одной концепции, одному видению».

Пышного торжества по поводу Международного дня кукольника в Новокузнецком театре кукол не было: работали по обычному расписанию. «Мы к нему ещё не привыкли, – отметили кукольники. – Пока ограничиваемся поздравлениями друг друга и слушаем их от родных и друзей. Отношение к празднику пока соответствующее: хорошо, что есть. У каждой же профессии есть свой день, и у нас вот тоже. Возможно, со временем он будет значить для нас гораздо больше».

Мария Изенкина

Фото Марии Коряга


Просмотров статьи: 2138