ВЕСНА, ЦВЕТЫ И ДВОЕ: на одни и те же цветы можно смотреть по-разному: мужским и женским взглядом. Но при этом глазами двух любящих людей.
Супруги-художники Андрей Ковригин и Ольга Пестерева представили на суд зрителей совместную выставку, оформленную к праздничной дате – 8 марта. Её «персонажами» стали цветы. В весеннюю экспозицию, которая проходит в библиотеке имени Н.В. Гоголя, вошёл 31 натюрморт.
Ольга и Андрей – новокузнечане «с младых лет»: здесь родились, здесь учились, после учёбы и жизни в других городах вновь возвратились в Новокузнецк, который всех так или иначе «прочно притягивает к себе». Ольга в своё время окончила Новосибирский государственный педагогический университет. Училась на художественно-графическом факультете по специальности «изобразительное искусство и черчение». Специализировалась по станковой живописи и графике. Андрей после окончания Кемеровского художественного училища поступил в Дальневосточный институт искусств, на отделение станковой живописи. Так что оба – художники-живописцы, которых в Новокузнецке долгое время собирались познакомить друзья: оба к тому времени уже были широко известны в узких кругах. В конце концов они и встретились на какой-то очередной выставке.
Семья Ковригиных-Пестеревых, имея двоих детей, но не имея собственной квартиры, до сих пор живёт в небольшой мастерской в Новоильинском районе. Оба – постоянные участники художественных выставок различного уровня (у каждого состоялось не менее десяти «персоналок»). Оба работают преподавателями живописи, рисунка, композиции в колледже искусств и в детской художественной школе.
Одно время обаятельная, женственная Ольга увлекалась промышленным пейзажем. Индустриальная тема – это у неё семейное: отец и брат художницы работали металлургами, и в детстве она нередко в День открытых дверей навещала заводские цеха. У неё даже набралась коллекция красивых блестящих бляшек-сплавов, которые разрешалось подбирать во время экскурсий.
– Я с советских времён гордилась тем, что в нашем городе находились такие вот громадные мартены, что наш город чуть ли не единственный в стране выпускал трамвайные рельсы. И вообще, я – патриот Новокузнецка, – признаётся она. – На мой взгляд, наши металлургические гиганты представляют собой красивую мощь.
Писать цветы их учили в институте. Дело вроде обычное. Когда познакомились, стали совместно выезжать на пленэры. И тут у каждого проявилось своё видение и свой почерк письма.
– Поначалу я пыталась критиковать живопись Андрея, вносить свои коррективы. Мы были творческими противоположностями. В тёмных тонах его картин сквозила некая депрессия, я же любила свои картины «разбеливать», чтобы в них воздуха было побольше. А значит, написаны они были в светлых, радостных, оптимистичных тонах. Я пишу мастихином, он – кистью. Оба работаем на контрастах. Андрей и цветы изображает классически, непременно в вазах, стеклянных банках. А я люблю писать их такими, какие они есть.
Потом эти критические порывы по отношению к творчеству мужа прошли, и сегодня каждый работает по своему усмотрению, в своём направлении. Андрей по-прежнему представитель классической школы. Ольга пишет с оттенком импрессионизма. Супруги, как и раньше, вместе выезжают на пленэры, любуясь как нежными и робкими весенними первоцветами, так и пышной красотой осенних букетов.
На открытии почитатели их искусства называли работы супругов с изображением цветов «всплесками восторга», «настоящим творческим ликованием». Звучало и такое определение – так называемое гендерное отношение к цветам, то есть разделение на чисто мужское и чисто женское изображение цветочной натуры. Действительно, гендерное. Если бы не рачительное, «женское» отношение Ольги к набранному материалу – картинам Андрея, стоящим в их запасниках-коридорах, выставка не состоялась бы. Однажды она стала наводить порядок в своём доме-мастерской: «И я в очередной раз подумала: столько работ Андрея, на которых изображены цветы, скопилось! Почему бы не устроить выставку на эту тему?» К картинам мужа Ольга приурочила и свои цветочные работы. Так, по-семейному, дружно, с цветами и вышли супруги-художники навстречу весеннему празднику.
Татьяна Викторова
Фото Марии Коряга
Просмотров статьи: 1739